Медиакарта
21:26 | 1 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бизнес... на корню

Бизнес... на корню
09:10 | 05 февраля 2013

В последнее время в адрес Тобольского лесничества было высказано много критики. Недовольство проявляют жители, которые годами стоят в очереди, и перспективы в ближайшие год или два получить лес для индивидуального жилищного строительства у них нет. Ситуация усугубляется и тем, что после недавних правительственных решений о предоставлении земли под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, потребность в древесине возросла. Нет леса для строительства домов? Это действительно вина лесничества, или у проблемы более серьёзные «корни», и, если верно второе, то откуда они «растут»?

Тобольское лесничество заключает за год около 1500 договоров купли-продажи леса на корню, и лишь шестая часть из них приходится на деловую древесину, которая предназначена для строительства домов или ремонта надворных построек. А претендентов на искомые 250 лесных делян – таковы ежегодные возможности лесничества – гораздо больше. В природном экологичном ма-териале прежде всего заинтересованы тоболяки, которые хотят построить дома и дачи в сельской местности или в городской черте, а отнюдь не жители района - они более всего заботятся о дровах.

О том, как решают проблему в ведомстве, рас-сказывает руководитель Тобольского лесничества Иван Васильевич Чиркунов:

  • В 2007 году с интенсивным развитием жилищно-го строительства возрос спрос на деловую древесину, и в этом же году произошло кардинальное изменение лесного законодательства: был принят новый Лесной кодекс РФ. В со-ответствии с ним изменился весь порядок выписки леса гражданам, организациям и предпринимателям. Вместо лесопорубочных билетов лесничеству необходимо с каждым гражданином заключать договор купли-продажи лесных насаждений и отво-дить отдельную деляну. Но возможности лесничества ограничены, поэтому и накопилось много заявлений, поданных гражданами ещё с 2009 года. Чтобы упорядочить процесс, был составлен список очерёдности на получение деловой древесины, в котором значится порядка тысячи заявлений, и с 2011 года предоставление делян ведётся в соответствии с ним. Внеочередников – единицы, это исключение. По ходатайству районной администрации выделено несколько участков тем, кого устраивает горельник. Горелый лес нужно в течение года использовать или вырубить, иначе деревья пропадут. Их начнёт съедать короед, они могут упасть или засохнуть на корню.

Если судить по названным цифрам, новые дома должны были буквально наводнить город и сёла, но картина не столь оптимистична. Большая часть древесины используется не по прямому назначению, а идёт на перепродажу частным предпринимателям и фирмам, которые выпиливают лес для своих целей, например, для производства досок.

Лес перепродаётся прямо на корню – это выгодный бизнес, и он приобрёл большие масштабы. Сейчас лес на законных основаниях для предпринимателей оформлять в аренду невыгодно - затраты немалые. Гораздо выгоднее перекупить участок. В этом по своей сути противоправном процессе заинтересованы обе стороны: продавец и покупатель, и ни одна в накладе не остаётся. Как известно, правительством области установлена фиксированная цена на наше лесное богатство: деляна в 120 кубометров древесины стоит всего 10-12 тысяч рублей, а перепродаётся в пять-шесть раз дороже.

Мы проводим большую работу, в том числе и финансово затратную, предоставляем деляну человеку, а он перепродаёт лес прямо на корню. Зарабатывает на нас деньги, - с возмущением констатирует глава лесничества. - А люди, которым действительно нужно улучшить жилищные условия, не могут получить ликвидную древесину. Именно в этом вся проблема, и реестр раздут как раз из-за таких «предпринимателей». Мы принимаем меры, стремимся исключать из списка очередности граждан, которые уже возвели жильё или, по нашим сведениям, не планируют его строительство – последнее, кстати, очень сложно доказать.

Особенно часто спекулировали своим правом на древесину несостоявшиеся застройщики до 2011 года - до введения очерёдности, но и сейчас есть аналогичные примеры. По мнению специалистов лесничества, половина всех заявлений изначально была подана с целью последующей перепродажи лесных насаждений.

Законом не предусмотрено, что часть «льготной» древесины собственник может продать, расплатившись за работу. Лесничество закрывает глаза на то, что население из-за отсутствия лесозаготовительной техники и больших расходов рассчитывается за заготовку и распиловку частью выделенного им на конкретные цели леса. Но когда половина из тысячи договоров купли-продажи лесных насаждений, предназначенных для строительства индивидуального жилья или его ремонта, становится предметом торга – это уже преступное деяние. Почему лес ещё на корню «уходит» налево?

  • Из-за изменения законодательства в отношении краткосрочного использования лесных участков для заготовки древесины два года назад были прекращены аукционы - предприниматели, владельцы пилорам должны брать их в долгосрочную аренду, - объясняет Иван Васильевич. - Но частные предприниматели не хотят брать на себя новые обязательства, так как это очень хлопотно и затратно. Никто не хочет платить лесные подати и проводить за свой счёт лесохозяйственные мероприятия, поэтому и скупают у населения разрешения. Некоторые дельцы даже не скрывают своих намерений: приходят к нам, говорят, что есть определённое количество заявлений, и просят выделить им деляны. Иногда очередники проявляют «инициативу»: звонят в лесничество и спрашивают, кому продать.

Одна из причин, почему так свободно ощущают себя спекулянты-перекуп-щики, кроется в излишнем либерализме Лесного кодекса, несовершенстве законодательства и судебного производства.

Правила заготовки древесины, установленные новым Лесным кодексом, по мнению специалистов, «очень сырые». За самовольную передачу в пользование лесных участков другим лицам предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а за нецелевое использование древесины и нарушение порядка проведения рубок – от трёхсот до пятисот рублей. Кого это испугает? А без солидной доказательной базы трудно аргументировать противоправное деяние в суде. С нарушителями Лесного кодекса разбираются в лесном ведомстве в рамках административного производства, и только в отдельных случаях дело передаётся для дальнейшего расследования в органы МВД.

Впрочем, в последние два года юридических возможностей для предотвращения нарушений в лесной сфере стало больше, но пока они выполняют сугубо превентивную функцию.

  • Сейчас за нецелевое использование деловой древесины предусмотрена ответственность в размере пяти-, десятикратной рыночной стоимости, - сообщает И.В. Чиркунов. – Так что при продаже 120 кубометров древесины владельцу придётся заплатить неустойку в размере 120 тысяч рублей. Мы активно применяем в качестве наказания административные штрафы, а вот примеров привлечения к ответственности посредством уплаты неустойки нет. Подавать в суд на пожилых людей, безработных, которым и платить-то нечем? В прошлом году зарегистрировано около пятнадцати таких нарушений, и их рассмотрели в административном порядке. Новые штрафные санкции и административные наказания призваны решить ещё одну проблему – наведение надлежащего порядка при использовании лесных участков. С сожалением приходится констатировать, что к окружающей среде наши люди относятся сугубо потребительски, игнорируя все возможные санитарные и противопожарные нормы. И только ли экологическая безграмотность и бескультурье тому виной? Такова осознанная позиция временщиков, рвачей – их по-разному можно называть, но в своей деятельности следуют циничному правилу: после нас хоть потоп.

При вырубке леса происходит много нарушений, в частности, «предприимчивые соседи», которым владельцы делян перепоручают заготовку древесины, оставляют на снегу сучки и ветви. Неликвидные «продукты» лесозаготовки не только засоряют территорию, мешают последующим восстановительным работам, но и являются реальной угрозой – это легко воспламеняющийся материал в засушливый и жаркий весенне-летний период. Собственники делян несут ответственность за выполнение мероприятий по очистке территории, но штраф в размере 1500 рублей не являлся эффективным стимулом для хозяйского отношения к лесу.

  • В действующий порядок предоставления делян включён новый пункт, - поясняет И.В. Чиркунов. - Теперь можем отказать гражданину в заключении договора купли-продажи, если им не соблюдены установленные правила и требования при выполнении работ по заготовке древесины по предыдущему договору. 2012 год был переходным: помимо штрафа выдавали предписания об устранении недостатков, а в случае неисполнения повторно оштрафуем безответственного «партнёра». Весной наши специалисты приступят к освидетельствованию мест рубок. Если они не очищены, значит, в 2014 году заявители деляны не получат. Сейчас имеем право: мы исполняем государственные функции, и наш лес должен быть чистым.

Остаётся надеяться, что новые меры финансового и административного принуждения со временем дадут желаемый результат, и потребители лесного богатства - участники жилищного строительства - будут действовать только в законодательных рамках. В противном случае им обеспечено тяжкое денежное бремя. Так что лёгкой жизни владельцы делян и перекупщики древесины могут не ждать.

Вера АНИКЕЕВА