Принципы и методы учебно-воспитательного процесса финской системы
образования всё чаще находит применение в практике педагогов Тюменского
района.
Не раз делегации педагогов Тюменской области выезжали в Финляндию для
обмена опытом. Группа руководителей и специалистов образования во главе
с зам. губернатора Натальей Шевчик побывала там в прошлом году. По
мнению Натальи Александровны, школы области в своей работе просто
обязаны опираться на успехи и достижения финских коллег.
Почему именно Финляндия стала для школ России образцом для подражания?
Ответить на этот вопрос нам помогут выводы экспертов ООН о показателях
индекса человеческого потенциала, которые ежегодно анализируются и
доводятся до широкой общественности. Индекс человеческого потенциала
состоит из индексов образования, ВВП и продолжительности жизни. По
индексу образования именно Финляндия устойчиво занимает первое место в
мире. Евросоюз считает, что образовательная система Финляндии, кстати,
периодически находящаяся в процессе реформирования, должна стать его
ядром. Особенностями этой системы являются индивидуализация образования,
гуманизация (уважительное отношение к обучающемуся), принцип развития
(развивающая среда), высокий уровень подготовки и оплаты педагогов. А
вот ещё некоторые детали финской системы образования. Эта страна стала
лучшей среди 57 развитых стран по естественным наукам. Финские школьники
в среднем показывают самый высокий уровень знаний в мире. Большинство
выпускников гимназий продолжают обучение в университетах (60%). В школах
бесплатно всё, от учебников и канцтоваров до медицинского обслуживания,
питания и доставки детей. Здесь делают акцент на определение и
устранение трудностей в обучении детей на ранних этапах. По числу
работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы
занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Соотношение
"учитель - ученик" для общеобразовательной школы составляет 1:15, для
гимназий - 1:18. Приоритет - обучению в малых группах.
Кроме учителя за каждым классом закреплён воспитатель (ассистент
учителя). Ребёнок получает образование одинакового качества независимо
от того, живёт в глухой деревне или в университетском городке. Разница
между самыми слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире (по
данным ООН). Самые квалифицированные педагоги работают в дошкольном
секторе и в младшей школе. К преподаванию в школах допускаются только
обладатели степени магистра, а некоторые школьные педагоги имеют звание
профессора. В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они
не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на
работу и работают по контракту.
На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться
Интернетом. Ценится умение привлекать нужные ресурсы для решения
проблемы. Большую роль играют родители, они могут давать свои отзывы о
деятельности школы, участвуют в трёхсторонних беседах по оценке качества
образования своего ребёнка. Финляндия издаёт книг для детей больше, чем
в любой другой стране.
Уже давно учёные, политики и общественные деятели всего мира признают,
что судьба любой страны во многом зависит от положения дел в двух
областях: системы образования и системы здравоохранения. Однако
эффективность их нельзя обеспечить простым увеличением затрат на
зарплату и оборудование. Только модернизированная на всех уровнях
система гарантирует успех. Ярким примером этому и служит финская система
образования, реформирование которой началось в 1970 году и продолжается
сегодня. Актуальными на сегодняшний день в школах этой страны являются
использование новых интерактивных образовательных технологий,
возможностей компьютеров и Интернета, а также методов обучения,
развивающих самостоятельность и социальные способности. По мнению
психологов, успех финской образовательной системы можно объяснить и тем,
что она соответствует принципам нейропедагогики. Таким образом, главными
факторами, позволяющими Финляндии традиционно занимать первое место в
рейтинге стран с лучшей системой образования, являются высокое качество
образования, отсутствие платы за обучение (от дошкольного до высшего) и
высокий престиж профессии учителя. Она гостеприимно относится к
иностранным школьникам и студентам, постоянно модернизируется и берёт на
вооружение самые эффективные образовательные программы.
Практически все школы Тюменского района используют наработки финских
педагогов. Не исключение и Переваловская средняя школа. На сайте этой
школы обращает на себя внимание информация о новых элементах системы
учебно-воспитательного процесса. Как рассказала директор школы Нина
Науменко, прежде всего перемены коснулись режима пребывания учащихся в
школе. Особенно заметно изменилась деятельность педагогов и учеников на
переменах, а также внеклассная работа. Организована проектная
деятельность детей на переменах. Например, в понедельник в расписание
включён час создания имиджа учащихся, во вторник - час танцев, в среду -
обязателен час спорта (как правило, это подвижные игры на свежем
воздухе). В четверг введён специальный час для творчества (музыкальная
гостиная, театр миниатюр). В пятницу для детей предусмотрен час полезных
дел.
По-новому здесь начали составлять и расписание занятий - при помощи
значков и символов. Организованы для детей и две большие перемены по 30
минут. На них дети также заняты проектной деятельностью. Например, по
созданию библиотечной электронной базы произведений школьной программы.
В практику педагогов вошли "Вести с курсов для педагогического
коллектива" (общение педагогов по горизонтали), подведение итогов
учебного дня учителями-предметниками, создание индивидуальной программы
успешности каждого ученика, ведение электронных дневников и прочее.
Реализуются в школе проекты по созданию виртуального музея ветеранов и
участников Великой Отечественной войны Переваловского МО, истории села и
школы, организации тематических фотовыставок, продолжается работа в
рамках "Фестиваля проектов".
Есть и первые результаты применения финских новаций в школах Тюменского
района. Об этом мы обязательно расскажем на страницах газеты.
Татьяна ЮРТИНА.