Медиакарта
22:26 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школы: внедряем финский опыт

Школы: внедряем финский опыт
15:33 | 22 февраля 2013
Источник: Красное знамя

Принципы и методы учебно-воспитательного процесса финской системы образования всё чаще находит применение в практике педагогов Тюменского района.

Не раз делегации педагогов Тюменской области выезжали в Финляндию для обмена опытом. Группа руководителей и специалистов образования во главе с зам. губернатора Натальей Шевчик побывала там в прошлом году. По мнению Натальи Александровны, школы области в своей работе просто обязаны опираться на успехи и достижения финских коллег.

Почему именно Финляндия стала для школ России образцом для подражания? Ответить на этот вопрос нам помогут выводы экспертов ООН о показателях индекса человеческого потенциала, которые ежегодно анализируются и доводятся до широкой общественности. Индекс человеческого потенциала состоит из индексов образования, ВВП и продолжительности жизни. По индексу образования именно Финляндия устойчиво занимает первое место в мире. Евросоюз считает, что образовательная система Финляндии, кстати, периодически находящаяся в процессе реформирования, должна стать его ядром. Особенностями этой системы являются индивидуализация образования, гуманизация (уважительное отношение к обучающемуся), принцип развития (развивающая среда), высокий уровень подготовки и оплаты педагогов. А вот ещё некоторые детали финской системы образования. Эта страна стала лучшей среди 57 развитых стран по естественным наукам. Финские школьники в среднем показывают самый высокий уровень знаний в мире. Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах (60%). В школах бесплатно всё, от учебников и канцтоваров до медицинского обслуживания, питания и доставки детей. Здесь делают акцент на определение и устранение трудностей в обучении детей на ранних этапах. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Соотношение "учитель - ученик" для общеобразовательной школы составляет 1:15, для гимназий - 1:18. Приоритет - обучению в малых группах.

Кроме учителя за каждым классом закреплён воспитатель (ассистент учителя). Ребёнок получает образование одинакового качества независимо от того, живёт в глухой деревне или в университетском городке. Разница между самыми слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире (по данным ООН). Самые квалифицированные педагоги работают в дошкольном секторе и в младшей школе. К преподаванию в школах допускаются только обладатели степени магистра, а некоторые школьные педагоги имеют звание профессора. В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Ценится умение привлекать нужные ресурсы для решения проблемы. Большую роль играют родители, они могут давать свои отзывы о деятельности школы, участвуют в трёхсторонних беседах по оценке качества образования своего ребёнка. Финляндия издаёт книг для детей больше, чем в любой другой стране.

Уже давно учёные, политики и общественные деятели всего мира признают, что судьба любой страны во многом зависит от положения дел в двух областях: системы образования и системы здравоохранения. Однако эффективность их нельзя обеспечить простым увеличением затрат на зарплату и оборудование. Только модернизированная на всех уровнях система гарантирует успех. Ярким примером этому и служит финская система образования, реформирование которой началось в 1970 году и продолжается сегодня. Актуальными на сегодняшний день в школах этой страны являются использование новых интерактивных образовательных технологий, возможностей компьютеров и Интернета, а также методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности. По мнению психологов, успех финской образовательной системы можно объяснить и тем, что она соответствует принципам нейропедагогики. Таким образом, главными факторами, позволяющими Финляндии традиционно занимать первое место в рейтинге стран с лучшей системой образования, являются высокое качество образования, отсутствие платы за обучение (от дошкольного до высшего) и высокий престиж профессии учителя. Она гостеприимно относится к иностранным школьникам и студентам, постоянно модернизируется и берёт на вооружение самые эффективные образовательные программы.

Практически все школы Тюменского района используют наработки финских педагогов. Не исключение и Переваловская средняя школа. На сайте этой школы обращает на себя внимание информация о новых элементах системы учебно-воспитательного процесса. Как рассказала директор школы Нина Науменко, прежде всего перемены коснулись режима пребывания учащихся в школе. Особенно заметно изменилась деятельность педагогов и учеников на переменах, а также внеклассная работа. Организована проектная деятельность детей на переменах. Например, в понедельник в расписание включён час создания имиджа учащихся, во вторник - час танцев, в среду - обязателен час спорта (как правило, это подвижные игры на свежем воздухе). В четверг введён специальный час для творчества (музыкальная гостиная, театр миниатюр). В пятницу для детей предусмотрен час полезных дел.

По-новому здесь начали составлять и расписание занятий - при помощи значков и символов. Организованы для детей и две большие перемены по 30 минут. На них дети также заняты проектной деятельностью. Например, по созданию библиотечной электронной базы произведений школьной программы. В практику педагогов вошли "Вести с курсов для педагогического коллектива" (общение педагогов по горизонтали), подведение итогов учебного дня учителями-предметниками, создание индивидуальной программы успешности каждого ученика, ведение электронных дневников и прочее. Реализуются в школе проекты по созданию виртуального музея ветеранов и участников Великой Отечественной войны Переваловского МО, истории села и школы, организации тематических фотовыставок, продолжается работа в рамках "Фестиваля проектов".

Есть и первые результаты применения финских новаций в школах Тюменского района. Об этом мы обязательно расскажем на страницах газеты.

Татьяна ЮРТИНА.