Медиакарта
1:06 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Век изжить – не рукой махнуть

Век изжить – не рукой махнуть
15:09 | 26 февраля 2013

100 лет – много или мало? В масштабе Вселенной – один миг. Для человека это все же целый век.

Немногие доживают до столь почтенного возраста. Да ещё так, чтобы в здравом уме. В деревне Баишевской живет бабушка, которой 15 февраля этого года исполняется ровно 100 лет.

Родилась Хучашева Салиха Сульбухаровна в этой же деревне, здесь росла, вышла замуж, рожала детей и работала. Работала много, приходилось тяжело. Все силы отдавала труду на ферме. Тогда ещё колхозной. Время шло, колхозные угодья становились совхозными, а Салиха так и продолжала работать на ферме: коров доила, коней и овец кормила, телятницей была. И даже после выхода на пенсию всё ещё работала в телятнике, пока старшая дочь не предложила ей: «Давай, мама, я пойду работать, а ты за внуками смотри!»

Детей у Салихи всего было пятеро. Первый мальчик умер от дизентерии в полтора года, второй ребенок, дочка, тоже ушла из жизни и в этом же возрасте, но от эпилепсии. Эти детишки были от первого брака. От второго мужа она родила троих детей. Так уж случилось в судьбе у Салихи, что выходила она замуж дважды, да так и осталась одна. Старшая дочь, Аниса Сайнулловна, с которой я вела беседу о юбилярше, прожила со своей мамой всю жизнь, родила шестерых детей, сейчас ей 76 лет. Средняя, Сабура, выучилась на медика, работала в детском саду, сейчас уже на пенсии. Младший сын, Асхат, окончил индустриальный институт в Тюмени. На данный момент у Салихи Сульбухаровны трое детей, девять внуков, одиннадцать правнуков и пять праправнуков.

Все дети выросли, стали самостоятельными и всё благодаря тому, что трудилась мама не покладая рук. И голодна нередко была, и недосыпала. До рассвета вставала, на ферму шла, после заката домой возвращалась, уставшая, падала «замертво». И не было выходных и праздников, и не бывало межсезонья, чтобы отдохнуть. Летом сенокос, сами на конях ездили, силос косили. За рекой углубление выкопают, травы накосят, веревкой в яму стаскают. Зимой открывают её, и опять же сами женщины топорами этот силос добывают. А ещё и прорубь на реке рубят да на водопой коров и овец гонят.

Время было голодное в послевоенную пору. Всё приходилось экономить. Летом на сенокосе на обед болтушку делали: ложку или две муки с водой замешают, сварят и едят. С картошкой туго было – неурожайные года. Берегли на семена. А уж если удавалось картошки раздобыть, так болтушку из тертого картофеля готовили, без молока, без муки. Молока тоже не хватало, нужно было государству налог платить, все сдавали туда: и молоко, и мясо, и шкуры.

Несмотря на тяжесть бремени тех нелёгких лет, люди умели жить душой. Как говорят: у доброго человека сердце поёт. Вот и Салиха пела, пела за работой, да так хорошо, разливисто – за рекой поёт, в деревне слышно. «Если бы отучилась – артисткой стала бы или учителем», – говорит её дочь. Люди помнят её голос. Да помнят и то, что в народе её Красной лисой называли – красивая была. Парни между собой поговаривали: «Надо капкан на Красную лису поставить».

С учебой у Салихи не получилось по той простой причине, что её мама переживала: как бы дочь не уехала далеко после учебы. Благодаря маме детство у Салихи было безоблачным. Жили они хорошо. Большое хозяйство имели: пять коней, пять коров, овец голов двадцать пять. Много было у Салихи сестер и братьев. Девочкой она была болезненной, потому мама её оберегала от тяжелой работы.

Ну а потом, как видите, жизнь её не баловала. И кстати, когда за работу в колхозе уже стали давать паек (пшеницей, в основном), Салиха зарабатывала более чем достаточно. Зерно мололи сами, сами хлеб пекли. У Салихи Сульбухаровны на какую-то дополнительную стряпню времени не было. Но позднее, уже будучи бабушкой, Салиха Сульбухаровна частенько баловала «вкусностями» своих внучат.

Сейчас бабушка Салиха плохо слышит, с трудом говорит, но видит хорошо. «Шкаф закрой!»- дочери своей приказывает, а шкаф в третьей комнате от неё находится…Сама она не ходит, но у неё есть помощники: дочь и внук с ней живут, приходит односельчанка, тоже помогает. Живёт бабуля в теплом, светлом доме, где есть и газовое отопление, и водопровод. А впрочем, самое главное, что рядом есть тепло родных сердец и светлые улыбки любящих её людей.

Лана Светлая