Нам, выехавшим в поисках материала в командировку на периферию, порой бывает достаточно сложно разговорить собеседника. Нередко люди отказываются от общения. Таков уж менталитет сельского труженика, не привыкшего хвалиться достижениями, выпячивать свой талант, в подробностях рассказывать о жизни. Однако человек, с которым мне довелось недавно познакомиться в п. Ленинка, оказался совсем другим - улыбчивым, разговорчивым, открытым для общения.
-
Проходите, проходите, не стойте на пороге! - такими словами встретили меня в доме Ачкасовых.
Хозяйка дома Галина Николаевна пригласила пройти в комнату и, узнав о цели моего визита, однозначно заявила:
-
Обо всём расскажу, задавайте вопросы.
И действительно, разговор наш пошёл без труда, хотя говорили мы о разном, но большей частью о том, как удаётся выживать нынче на селе людям работящим и предприимчивым, кого совсем не привлекает город.
- Если говорить начистоту, то городская жизнь нам и не нравится, - признаётся Галина Николаевна. - Мы же насквозь деревенские. Любим чистый воздух, размеренный ход жизни. Тут всё знакомо и понятно: мы всех знаем, и нас все знают. Несмотря на тяжёлый крестьянский труд, здесь дышится легче, живётся проще. Ни я, ни муж ни разу не пожалели, что остались жить в сельской местности.
Действительно, некоторые люди, достигнув каких-то жизненных результатов, как бы замирают и двигаются дальше всё больше по инерции. Другие же в любом возрасте, каков бы ни был жизненный груз, не позволяют себе лениться. О них ещё говорят: неугомонные натуры. Причём неугомонность для них не просто состояние характера, а настоящий принцип жизни. Галина Николаевна как раз из этой категории. Она просто не может долго сидеть без дела, её руки всё время должны быть чем-то заняты. Она любит заниматься рукоделием. При этом видеть мир в ярких пёстрых красках, выражать свои эмоции и впечатления в поделках из бумаги, бисера, а также с помощью нитки и иголки на ткани может только глубоко чувствующий творческий человек. А если это ещё и дар от природы, как у Галины Николаевны, то результаты работ всегда превосходят все ожидания. Они приносят радость, множество положительных эмоций и восхищение.
В этом, думаю, смогли убедиться и абатчане, которые посещали осеннюю выставку, посвящённую Дню пожилых людей в Районном доме культуры.
Кроме этого Галина Ачкасова занимается одним из самых когда-то прибыльных на Руси, а теперь забытым ремеслом - валяет валенки. Многих абатчан выручает в суровые зимы её добротная деревенская обувка. А как иначе? Мягкие, тёплые, из хорошей шерсти, валенки наденешь зимой – никакой мороз не страшен. И здоровье сбережёшь.
Валенки - исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки, коты - сколько разнообразных названий дал русский народ валяной обуви! Слово «валенки» неотделимо от традиционного представления о России с её суровой зимой и снежными просторами. В старину с помощью валенок даже снимали боль от ревматизма. Сегодня народные традиции производства валенок во многих сёлах забыты. И дело не только в моде, считает Галина Николаевна. Сырьём для валенок служит шерсть овец, без них в производстве не обойтись. А в сёлах (и Ленинка не исключение) многие семьи просто не хотят держать животных.
-
Галина Николаевна, как вообще возникла идея заниматься изготовлением валенок?
-
Она родилась спонтанно, когда местное хозяйство постепенно захирело, и мы остались без работы. На одну пенсию мужа по инвалидности не прожить, изготовление валенок стало для нашей семьи подспорьем.
-
Расскажите, как же делают валенки?
-
Операций много, — делится секретами мастер. — Для того, чтобы сделать качественные валенки, приходится изрядно попотеть. Сначала нужно приготовить шерсть. На валенки годится только шерсть осенней стрижки. Весенняя же больше подходит для изготовления пряжи. Приготовив шерсть, перебираю её, на щётках растеребливаю, взвешиваю, а потом выстилаю и закатываю, и это всё вручную. На этом этапе помогает мне муж Василий Михайлович, выполняя самую трудоёмкую работу - мокрое валяние. Для этого используем только чистую воду, поэтому валенки получаются мягкие. Самый последний этап — придание валенку формы.
Начинённая деревянными колодками обувь отправляется в сушку рядом с печью, где должна продержаться 14—15 часов. Процесс изготовления валенок весьма трудоёмкое и грязное занятие. Зато валенки получаются мягкими, тёплыми и дольше служат. Фабричные рядом не стоят!
-
Какими должны быть хорошие валенки?
-
Прежде всего, плотными. Шерсти не стоит жалеть и прокатывать при закладке надо плотнее. Иногда, конечно, бывает брак – на свет посмотришь и видно, что местами просвечивает, маловато шерсти. Но это поправимо. Водичкой смочите и ещё шерсти добавьте. Некоторые, бывает, вообще халтурят – на вид валенки вроде бы хороши, а как намокнут, садятся или разваливаются, мягкие становятся, быстро рвутся. А вообще, чтобы валенки долго служили, нужно не только правильно их сделать, но и правильно носить.
-
Это как же?
-
Очень просто! Надо всегда тщательно их сушить. Если их не сушить, то они и греть не будут. Я всегда, как только прихожу с улицы, валенки кладу на просушку, и они у меня так до утра лежат.
Технология технологией, но без самой важной составляющей древнего ремесла - любви к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли валенки пережили бы столько столетий практически без изменений, без труда выдержав конкуренцию с самыми современными моделями обуви. Может, потому так хорошо и уютно носить их, что они сохраняют тепло рук своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передаётся от мастера к мастеру из поколения в поколение. И у нас, к счастью, ещё есть время подумать о том, как сохранить эту часть русской культуры, подобно тому, как сделала Галина Николаевна Ачкасова.