Медиакарта
0:24 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Будет память листать года…

В жизни каждого из нас встречаются люди, благотворное влияние которых трудно переоценить. Люди эти не похожи друг на друга, но все они безгранично дороги и любимы. И среди тех, кто оставил неизгладимое впечатление, кто умело пробуждал любовь к книге, спорту, стремление к знанию и добру, я всегда вижу своих учителей и свою школу. Чья школа лучше? Конечно же моя, Вагайская средняя.

Это было двухэтажное деревянное здание, окруженное стройными березками, желтыми и белыми акациями, черемухой и рябиной. За школой был яблоневый сад, детище Нины Авдеевны Бельской, биолога школы.

Здесь было так хорошо! А какие красивые и сладкие яблоки поспевали! Использовался каждый клочок земли. На небольшой площади размещались грядки с огурцами и тыквами, гречихой и просом, морковкой и капустой. Это все было делом рук Нины Авдеевны и школьников. На ее лице всегда светилась добрая, приветливая улыбка, с ней было спокойно. Казалось, что у нее никогда не бывает повода для недовольства. Никто с плохим настроением не уходил ни с уроков, ни с производственной практики летом. Школа – это место, где все важны и все нужны, и у каждого было свое пространство и свое дело. В ней царила атмосфера заботы и доброты, понимания и справедливости. А коллектив учителей и детей были, как одна большая семья.

Главным в ней по праву был директор, Бельский Иван Петрович. Как он любил детей! Ни разу не слышала, чтобы он сердился, всегда уравновешен и спокоен. Да я и не могла представить себе, что его добрейшие глаза могли быть сердитыми. Это, видно, про него сказано: «Директор, как печка, от нее всем тепло – ученикам, педагогам, техническому персоналу».

Говорят, что классный руководитель, как старший друг. Таковым был Георгий Гаврилович Томилов, в прошлом – офицер, учил основам военного дела.

Он ходил в галифе, гимнастерке темно-синего цвета, подпоясанной коричневым широким ремнем. Был невысок, худощав, не строг. Никогда не ставил оценку ниже четверки. А если ответ был уж слишком никудышным, сажал на место со словами: «Отставить. Доложить в следующий раз». Он заботился и о наших знаниях, и о том, пообедали мы в школьном буфете или нет, не обидел ли нас кто-нибудь. Он был для нас всем: другом, учителем, папкой, нянькой. Мы же старались его не огорчать ни учебой, ни своим поведением и, как говорится, между нами царило полное взаимопонимание.

Когда начали изучать химию, нам открылся волшебный мир химических веществ. Правда, поначалу преподаватели ежегодно менялись. Но в 10 классе после Нового года преподавать химию к нам пришла Любовь Максимовна Пискалова.

Уроки ее были, как отлаженный механизм, а главное – она очень уважительно относилась к нам, старшеклассникам. Мы были заинтересованными партнерами: нам хотелось получить хорошие знания, а Любовь Максимовна стремилась, чтобы у каждого был успех – «локомотив радости, движения вперед». И наши предыдущие познания из газообразного состояния перешли в твердое, и «осадков» в виде двоек ни у кого не было. Спасибо Вам, Любовь Максимовна, за терпение, за доброту. Теперь уже и я в почетном звании ветерана! Ваше отношение к работе, коллегам, к нам, Ваши уроки всегда были для меня ориентиром.

«Упорно физику мы в школе изучали…». Серьезнейший предмет и строгий педагог Антонина Николаевна Доронина. Но все же физика – любимый наш предмет. Сколько упорного труда, выполненных лабораторных работ! Не счесть! Она отдавала учащимся талант и весь душевный жар. И что получилось?! Пятерки и четверки – наш скромный гонорар. Внешне привлекательная – огромные карие глаза, красивая прическа, - она обладала дивным голосом. Классная учительница - таково было наше общее мнение о ней.

Если бы я была художником и задумала написать портрет моей классной руководительницы (8 – 11 кл.) и учителя русского языка и литературы Нины Васильевны Тарасовой, то использовала бы приглушенные пастельные тона. «Почему?» - спросите вы. Да потому, что и яркая внешность, и особенно ее внутренний мир, отношение к детям, коллегам, родителям были полны сдержанности, такта, доброжелательности, участия. Именно эти качества способствовали тому, что Нина Васильевна заслужила доверие, уважение и любовь своих учеников. Она считала, что литература ориентирована прежде всего на воспитание души, на формирование личности. Ее уроки были уроками мысли и чувства, духовного наслаждения и эстетических переживаний.

Как профессионал могу сказать, что ее целью являлось не просто дать знания о писателе, его произведении, а нечто другое, более глубокое, более содержательное. На уроках литературы мы жили жизнью героев, и Нина Васильевна вводила нас в эту жизнь, учила пониманию и сочувствию.

Помню, как в 11 классе мы проходили «Поднятую целину» и искренне переживали за Давыдова. В эпизоде, когда его убили, Володя Гаврилов плакал, шмыгали носом и все девчонки.

Наш кумир, красивая, обаятельная, стройная, Нина Васильевна была для нас самой лучшей, примером и образцом для подражания.

Жизнь ее не баловала. В 30 лет овдовела, на руках две маленькие девочки, родственников нет, а еще заочная учеба в Тобольском пединституте. Она не подавала вида, что ей тяжело, была сильна духом.

В этом году 10 января Нине Васильевне исполнилось 80 лет. Ну разве она выглядит на столько?! Нет! На 55 и не больше. Она такая же энергичная, как и раньше, вечно в делах.

В зеркало чаще себе улыбайтесь

И любоваться собой не стесняйтесь!

Бодрости Вам, оптимизма и сил.

Мы вас любим, ценим, уважаем.

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи» - эти слова в полной мере относились к Анне Александровне Чусовитиной – талантливому учителю математики, позднее получившей звание «Заслуженного учителя РСФСР». Как пришла в 8 класс, заворожила своим предметом, настроила на нужную волну, так и до окончания школы мы были нацелены на знания, как хоккеисты на ворота. Она пела оду своему предмету, и мы урокам математики стали отдавать предпочтение. Нам нравились ее деликатность, ее умение бережно относиться к школьникам, чтобы ненароком не обидеть вызванного к доске или отвечающего с места. Это важно для юношей и девушек 17-18 лет.

Хорошо помню 11 класс. Сколько уроков математики было в день? Не поверите! Два или три дополнительно. Если в расписании было «окно» или заболел кто-либо из учителей, то Анна Александровна тут как тут: «Заходите, заходите, порешаем». Дежурному приказ: «Быстро всех собрать!» Он находил нас, где бы мы ни находились. Ворчали-бурчали под нос, что надоело, но шли. Куда денешься?! Но зато получилось, как у Суворова - «Тяжело в учении, легко в бою». Так вот в «бою» мы одержали победу, и все 28 учащихся сдали экзамены на «5» и «4». Рады были мы, и счастлива Анна Александровна.

Пятеро из выпуска 1965 года – математики. В Вагайском районе трудились двое: Злобина Валентина Михайловна и я. Валентина Михайловна похожа на свою учительницу, так же одержима математикой, а на районной олимпиаде ее ученики всегда занимали призовые места, и по ЕГЭ – хорошие результаты.

Народная мудрость о счастье гласит: «Человеческое счастье состоит из трех составляющих: у кого родиться, у кого учиться и с кем жить». Наверное, наш класс был счастливым, так как мы попали в руки настоящих профессионалов – учителей истории Марии Дмитриевны Коротковой и Евдокии Ивановны Колышкиной. Они совершенно разные, но похожи были в одном – в желании дать нам знания. Обе замечательные рассказчицы, на уроках мы сидели с открытыми ртами, так было интересно.

Евдокия Ивановна и Мария Дмитриевна обе из Саратовской области, подруги.

Как они прекрасно пели на концертах в ДК. Я помню до сих пор слова песни Евдокии Ивановны «Далеко, далеко, где кочуют туманы…». Марию Дмитриевну мы уважали и боялись. Она была очень строгой: попробуй повернуть голову в сторону или не смотреть на нее во время рассказа - сразу окажешься за дверью. Я – не исключение. Раза два в 9 классе выгоняла, а потом по всей теме гоняла. А Евдокия Ивановна – само обаяние, с чувством юмора. Историю мои одноклассники знали очень хорошо.

Учитель счастлив, если дарит минуты радости и капельку счастья детям, когда творит и побуждает их к творчеству. К таким учителям с уверенностью можно отнести Вильямса Филатовича Зеленина, музыканта-баяниста, пионервожатую и комсомольского вожака Охалину Александру Александровну и веселых, неугомонных учителей физкультуры Василия Федоровича Дьяконова, Жанну Васильевну Черепанову. Благодаря им в школе жизнь бурлила, была деятельной, разнообразной, веселой. Почти все учащиеся без исключения пели, плясали, занимались спортом, играли в пьесах, танцевали, мы всегда были чем-то заняты.

Никогда не забудется школьная пора… и не забудутся умные, требовательные, тактичные, понимающие, уважающие детей учителя.

Наши учителя, такие разные внешне, оказались удивительно схожи в душе.

Они романтики, они искатели,

Они поэты, они друзья,

Они философы, они мечтатели,

Они – мои учителя.

Я не могу сказать, кто из них дал нам больше знаний, больше тех или иных качеств. Но скажу одно: как хорошо, что они были и есть в нашей жизни.

Лидия ТИМИНА, от имени выпуска 1965 года

Фото из семейеного альбома Н.В. Тарасовой (ориентировочно 1960 год)

Верхний ряд (слева направо): 1. К.В. Афанасьева. 2 -. 3. Г.П. Конев. 4. Чеботарь. 5. П.А. Афанасьев. 6. Н.П. Плесовских, 7 -.

Средний ряд: 1. -. 2. -. 3. Е.А. Коркина. 4. М.Д. Короткова. 5. Е.И. Колышкина. 6. Л.Ф. Михайлова. 7. Н.В. Тарасова.

Нижний ряд: 1. -. 2. Н.Ф. Селёдкина. 3. А.Н. Булыгина. 4. -. 5. И.К. Бурмакина. 6. -. 7. -.

(Редакции известны имена и фамилии не всех педагогов, запечатлённых на фотографии).