Медиакарта
4:31 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Прогноз на завтра

Вопрос «быть или не быть?», безусловно, не стоял. Конечно, быть. Но каким быть экономическому будущему Тобольска? Об этом и попытались поговорить на очередных публичных слушаниях в большом зале Тобольской городской Думы.

– Я удивлён, что собралось лишь 44 человека, – заметил председатель Думы Николай Зольников, открывая слушания. – Значит, завт­рашний день Тобольска мало волнует тоболяков?

И всё-таки, в зале было много молодёжи – студентов, которые выступления умуд­рённых опытом людей слушали довольно внимательно.

Николай Петрович, предлагая начать обсуждение комплексной программы социально-экономического развития Тобольска до 2020 года, напомнил о Пос­лании губернатора Владимира Якушева к депутатам, в котором говорится о будущем Тюменской области, и в том числе нашего старинного города.

Объёмный документ, который разработали разно­отраслевые отделы, структурные подразделения адми­нистрации города, пред­ставил председатель комитета экономического развития Сергей Новосёлов.

Слушали внимательно и с интересом. Неудивительно, что было задано и довольно много вопросов, которые касались разных разделов программы. Скажем, в чём заключается программа реконструкции и модернизации ЖКХ? почему средняя зарплата исчисляется только по средним и крупным предприятиям? какие мероприятия планируются по очистке рек? почему нет более детальной расшифровки сроков по паркам и скверам? почему нет характеристик ПДК по состоянию окружающей среды – воздуха и сточных вод? Депутат Тать­яна Тулякова отметила, что в программе не отражено профессиональное образование.

На вопросы отвечали Сергей Новосёлов и заместитель главы администрации города по экономике Валерий Плаксин.

В обсуждении программы приняли участие заместитель директора Тобольской комплексной научной станции Уральского регионального отделения Российской академии наук по науке Игорь Ломакин, директор проектного института Валерий Бледнов.

Безусловно, участники слушаний осознавали, что обсуждают концептуальный документ, имеющий огромное значение для дальнейшей жизни города. По важности он сродни генеральному плану развития Тобольска. И главная цель, которую должны преследовать составители, – улучшение жизни горожан. О том, что к этому документу горожане не остались равнодушными говорит и тот факт, что к сегодняшнему дню уже поступило 200 страниц изменений и поправок. В то время как сам документ насчитывает 110 страниц.

Подробный и глубокий анализ редакции программы предложил советник председателя городской Думы Михаил Кузьмин:

– Плюсы вижу в том, что применена новая методика формирования программы. Положительным в ней является то, что при анализе существующего положения дел в социально-экономическом развитии города расширен спектр направлений исследований. К анализируемым областям жизнедеятельности города добавились разделы: национальные, государственно-конфессиональные и общественные отношения; розничный товарооборот; платные услуги; общественное питание; инвестиции; основные инженерные ресурсы (теплоносители, электроэнергия, вода, газ); финансовые ресурсы, бюджет, трансферты.

Думаю, что это оправдано – жизненно важно для горожан, и включение их предложений в новую редакцию программы – правильный подход.

В итоговой части документа появились несколько новых, целесообразно оправданных разделов и подразделов: сформирован проект системы мероприятий по реализации программы, то есть намечено кто, как и в какие сроки осуществляет то, что отражено в программе. Также определены в виде паспортов основные «точки роста» для продвижения города вперёд. Это позволяет всем, от органов местного самоуправления до горожан, видеть, на каких источниках динамичного развития следует сосредоточиться. Есть и дейст­вующие муниципальные целевые программы узко­отраслевого назначения, которые отражают существующие векторы развития.

Михаил Кузьмин отметил и минусы в разработке программы, предложив её доработать в разных разделах. – Раздел 12 «Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации программы» содержит ограниченное число показателей, характеризующих результаты исполнения проектов по «точкам роста». Среди показателей – срок окупаемости, число рабочих мест, платежи в бюджет. Эти данные как локальные индикаторы для отдельно реализуемых проектов подходят. Но программа в целом не предусматривает обобщённых индикаторов-показателей, которые будут характеризовать её исполнение. К ним могут относиться все 148, установленных в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Считал бы целесообразным подкорректировать раздел программы о мониторинге и показателях, взяв за основу часть индикаторов эффективности муниципалитетов, установленных Президентом РФ.

Существенным недостатком считает советник председателя Думы исключение из исследовательской части новой программы раздела «Оценка имущественного комплекса муниципального образования» и отсутствие раздела «Перспективы развития экономической основы местного самоуправления, муниципального сектора экономики».
– Муниципальная составляющая должна быть важнейшей частью экономики города. Её развитость свидетельствует о грамотности органов местного самоуправления и самодостаточности муниципалитета. Полагаю целесообразным проработать этот раздел в проекте новой программы.

Также из исследовательской части исключён ранее существовавший раздел «Характеристика и оценка налоговой базы». Проработки налогового потенциала в разделе 3.10.9 «Финансовые ресурсы и бюджет муниципального образования. Межбюджетные трансферты» носят крайне ограниченный характер. В старой редакции изложение наших налоговых ресурсов носило более обоснованный и понятный характер. Кроме того, не прослеживается увязанность роста бюджетного потенциала города с вводимыми в будущем производствами нефте­химии. Это важнейшая для органов местного самоуправления и горожан тема. Поэтому над ясностью этого раздела авторам проекта программы следовало бы поработать.

Предложено добавить в раздел 3.2 «Физико-географическое положение и природные ресурсы» наличие–отсутствие в городе запасов земли, песка, глины, лесных насаждений, воды, в том числе подземной питьевой и минеральной; в раздел 10 «Система мероприятий по реализации программы КСЭР МО город Тобольск» – более правильное и адресное установление ответственности.

Требуют корректировки материальное повышение уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи, а также итоговая таблица «Основные направления развития» – годовой ввод жилья.

Николай Зольников, подводя итоги обсуждения документа, отметил, что надо всегда помнить, что главная задача – улучшение жизни людей, а экономика – лишь средство достижения цели. Он предложил для дальнейшей работы над программой подключить научные силы города, направить документ на проработку в профильные комитеты администрации города, привлечь конт­рольно-счётную палату, а затем уже рассмотреть на городской Думе.

Раиса ПОЛОВИНКО Юрий ПОПОВ (фото)