Медиакарта
1:14 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ради будущего детей

Ради будущего детей
10:39 | 01 апреля 2013

В октябре прошлого года губернатором области подписано распоряжение «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей», которым общеобразовательным учреждениям предписано более основательно внедрять механизмы выявления талантливых детей с последующим вовлечением их в самостоятельный поиск новой информации, решение практико -ориентированных проблем.

Кроме того, этим же распоряжением определены направления специализации школ, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

Экспериментальной площадкой в нашем районе избрана Вагайская средняя школа. Ей рекомендовано с начала следующего учебного года заниматься агротехнологическим направлением.

О том, как педагогический коллектив намерен строить свою работу по выполнению распоряжения губернатора, рассказала директор школы Нина Ивановна Копылова.

Нина Ивановна, со следующего года Вагайская средняя школа начинает работать в новом для нее режиме. Вам предоставлена возможность выстраивать и проводить собственную образовательную политику в соответствии с контекстом вашей деятельности. Какие нововведения в организации учебного процесса ожидают школу?

Не имея возможности вдаваться в детали, скажу о них хотя бы общо. Во –первых, мы обязаны обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, что, в свою очередь, влечет проблему соответствующего кадрового, научно-методического, материально-технического обеспечения нововведения. Во-вторых, это предполагает более высокий уровень индивидуальной подготовки каждого обучающегося. В третьих, профильное обучение ориентировано на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Следовательно, мы обязаны сформировать соответствующий учебный план, в том числе агротехнологического направления, сформировать программы элективных курсов, календарно – тематические планы по профильным предметам, программы предметных кружков с учетом требований нового режима работы и т.д.

Одним словом, нововведение привносит достаточно много кропотливой, напряженной работы.

…а в организации внеурочной деятельности?

Программа внеурочной деятельности также, естественно, ориентирована на достижение конечной цели.

Поскольку профильное обучение предполагает углубленное изучение отдельных предметов, потому и работа, в частности, предметных кружков ориентирована на это же. В то же время в поле зрения педагогов должно быть внимательное изучение интересов, склонностей, возможностей, детей. Причем с начальных классов.

Введение агротехнологического профиля обязывает нас более пристальное внимание обратить на физику и биологию, поэтому уже с 5 класса планируем введение пропедевтических кружков по этим предметам.

Должна сказать, что организация внеурочной деятельности серьёзных изменений не претерпит. Формы, методы и средства остаются прежними. Однако мы обязаны более тщательно проводить мониторинг и анализ получаемой информации.

Всякое нововведение предполагает некие системные изменения в организации учебно – воспитательного процесса. Следовательно, у педагогического коллектива должна быть конкретная программа его действий на достаточно продолжительный период…

Педколлективом школы разработана комплексная целевая программа, реализация которой рассчитана до 2015 года. Она предусматривает полный перечень мероприятий для достижения поставленных целей и задач, вплоть до механизмов реализации ее. Должна сказать, что формирование этого документа – не самое сложное дело. Гораздо сложнее организовать УВП, направленный на формирование профессионального самоопределения, создать условия, организационные и дидактические, для реализации агротехнологического направления.

Ориентируясь на агротехнологическое направление, с кем собирается сотрудничать Вагайская средняя школа?

Прежде всего с местным профессиональным училищем. Кроме того, с Тобольским сельскохозяйственным колледжем, университетом Северного Зауралья.

Мы считаем целесообразным заключение трехстороннего договора о сотрудничестве по функционированию класса агротехнологического направления между управлением образования, ПУ-45 и Вагайской школой. Совместно с ПУ – 45 планируем проведение школьных олимпиад для 7-8 классов, олимпиады по биологии на приз ООО «Риф – Агро». Одним словом, программа сотрудничества есть и достаточно основательная.

Введение этого профиля, безусловно, должно учитывать потребности рынка труда в нашем районе. Школа компетентна в этой проблеме?

Считаем, что да. Нами изучена и проанализирована долгосрочная программа социально-экономического развития нашего района.

В этом помощь нам оказана сотрудниками отдела экономики и прогнозирования администрации района. Привлечение инвестиций, увеличение посевных площадей, планируемое строительство молочного комплекса, открытие ряда промышленных предприятий и, как следствие, появление новых рабочих мест гарантируют востребованность специалистов агротехнологического направления.

По итогам диагностики из 46 девятиклассников для сдачи экзамена физику предпочли 19%, биологию - 27%. Между тем агротехнологический профиль предполагает углубленное изучение именно этих предметов и, кроме того, математики. Не возникнет ли проблемы комплектования этого класса?

Предполагаю, что в 2013 – 2014 учебном году такая проблема возникнуть может. Тем более что в общественном сознании достаточно основательно укрепилось мнение о непрестижности этих профессий. Стало быть сложившиеся стереотипы надо менять. Для этого в нашем арсенале есть методы убеждения. А самым убедительным аргументом будет подъем экономики в районе и появление новых рабочих мест.

Инновация - всегда риск. Она может окончиться и неудачей. Как планируете избежать печальных последствий?

В любом случае печальных последствий не будет. Более того, у нас пока нет солидных, убедительных аргументов в пользу новаций, поэтому ожидать, что десятиклассники, которые в этом режиме начнут овладевать знаниями с начала следующего учебного года, после окончания школы ринутся в учебные заведения, дающие профессии, нужные селу, было бы наивно. Но эту работу, с расчетом на перспективу, начинать надо. Повторюсь: будут рабочие места – тогда и реализация программы будет более успешной.

Распоряжение губернатора предусматривает «создание условий для сквозного сопровождения на всех ступенях обучения процесса развития детей и их мотивации к обучению». В такой ситуации ключевой ресурс – это учителя, их способность объединяться ради достижения цели…

На самом деле, именно «сквозное обучение» позволит организовать профильное обучение и предпрофильную подготовку, в частности, по нашему направлению. Эта работа должна начинаться с начальных классов.

Позволю себе провести такую параллель. Якобы когда-то Наполеон распекал своего генерала за то, что тот сдал крепость. На вопрос, как такое могло случиться, генерал ответил: «Было 44 причины для того, чтобы так случилось». «И какая первая»? – раздраженно спросил Бонапарт. «У нас не было пороха», - последовал ответ.

Остальные 43 причины выслушивать было бессмысленно. Тем самым «порохом», который должен обеспечить успешное решение стоящей задачи, и является слаженный, творческий коллектив. Именно это и есть основное условие.

Без проведения мониторинга эффективности реализации программы не обойтись. Как предполагаете организовать эту работу?

Для этого есть испытанные, оправдавшие себя на практике методы. Назову лишь часть из них: это анкетирование с целью выявления интереса, анализ качества образования по интересующим предметам, анализ результатов олимпиад, участия в конференциях, сравнительный анализ выбора предметов выпускниками 9–х классов, мониторинг поступления выпускников в учебные заведения и другие.

Вопросы задавал И. ГАЙСИН

Фото Зиннура Чанбаева