Медиакарта
23:25 | 27 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Нам двести на двоих…»

«Нам двести на двоих…»
10:16 | 05 апреля 2013
Источник: Трудовое знамя

В этом году исполняется по сто лет двум деревенькам-«соседкам» – Хантиновке и Вознесенке. Эти небольшие населённые пункты находятся на территории Маслянского сельского поселения. Друг от друга их отделяют меньше десяти километров. А вот истории их возникновения немного схожи. Да и «жизненные страницы» особо не разнятся…

БЛИЖЕ СЕРДЦУ, РОДНЕЕ ДУШЕ

«Официально она называлась посёлок Хантиновский на Юдинском переселенческом участке. Название потомки новосёлов связывали с фамилией землемера Хантиновского. По другой версии – фамилия связана с начальником в селе Ильинское Вячеславом Ивановичем Хантинским» – так говорится в книге В.Н.Малышева «Земля Сладковская».

Первыми переселенцами были Скидановы, Ананьевы, Назаровы, Царёвы. Они приехали в сибирскую глубинку из Рязанской, Тамбовской, Саратовской и других губерний. Так начала расти деревенька, процветать. Через три года в населённом пункте уже насчитывалось тридцать семейств. Почти все они крестьянствовали. …Сейчас в Хантиновке осталось не больше тридцати дворов, проживают 83 человека. А когда-то это был совсем не крохотный населённый пункт.

– Две улицы тянулись далеко-далеко, домов много, народу тоже. Магазин стоял, клуб. Сельскохозяйственных ферм несколько было, склады. Скота много держали здесь. Весело жили! А сейчас практически одни пенсионеры в деревне. Думаю, в ближайшем будущем мало здесь земляков останется, – вздыхает местная жительница Л.А.Чупина.

…Сверкает белыми боками, обшитыми сайдингом, новенький модульный фельдшерско-акушерский пункт. Рядом с ним, словно соревнуясь в красоте, возвышается здание из красного кирпича. Здесь располагаются сельская библиотека и местный клуб. В деревне эти два объекта являются своеобразной достопримечательностью, они сразу бросаются в глаза при въезде в Хантиновку.

А за ними, словно проплешины, виднеются пустоты от бывших домов. Когда-то здесь стояли крепкие избы, в которых рождались дети, слышался смех, пахло свежевыпеченным хлебом, жарко потрескивали в русской печи дрова.

– Да-а, много в Хантиновке людей раньше проживало. Теперь же и половины не осталось. С детских лет помнится деревня другой. Много детей в семьях было. Играли мы на ближайших полянах. Простор вокруг, красота! У нас начальная школа только работала, после её окончания в вечернюю ездили, в Маслянку. Там и я учился, – вспоминает старожил деревни В.П.Якусик.

Когда в Хантиновке клуб появился, это стало знаменательным событием и радостью для всех. Танцы организовывали, фильмы ходили смотреть. А сейчас в «очаге культуры» малолюдно.

– Плохо, что молодёжи не остаётся совсем, уезжают. Кто в Сладково, кто в Ишим. А некоторые и ещё дальше. Перспективы, говорят, нет здесь. Да это и понятно, – сетует Виктор Петрович.

«Угасает» деревня. Зарастают бурьяном последние останки домов. И только ярко-синие таблички с названиями улиц – Луговая и Солнечная – как будто шепчут: «Надеяться надо, может быть, и оживёт Хантиновка!».

…Не летит над домами и полями песня. Мало певуний теперь в деревне. Да и те, кто остался, поют редко. Только долгими зимними вечерами, глянув в полузамороженные, расписанные инеем окна, вспомнят былое. Как кружились в танце вышитые юбки, как удалые парни, щеголяя перед деревенскими красавицами, заливались румянцем от украдкой брошенного взгляда девчат.

Всё это было. Но постепенно отодвигается назад, словно тает в утренней дымке последний солнечный луч. Деревня держится на тех, кто «прирос» здесь корнями, кто ни за что не поменяет свою малую родину на городской комфорт и шум потока машин. Вот эта залатанная пятнами разросшегося репья, умытая и напоенная летним дождём, закалённая сибирскими морозами маленькая деревенька ближе сердцу, роднее душе.

ЖИВУТ НА УЛИЦЕ ЗЕЛЁНОЙ…

…Помню, когда впервые въезжала на вознесенские улицы, один из моих коллег предупредил: «Обрати внимание, сколько здесь хрена растёт!». И я, конечно же, приготовилась внимательно окидывать взглядом деревенские палисадники. Но не тут-то было! Совсем не об этом говорили мне журналисты. Заросли хрена виднелись прямо возле дороги, вдоль протянувшейся улицы Зелёная!

– Вот это да… – только и смогла я произнести. Такого я ещё не видела нигде.

Листья хрена, изумрудные, подкрученные, словно кудри модницы с помощью бигудей, были повсюду. Они, как махровое одеяло, покрывали, наверное, одну треть деревенской площади. Смотреть на всё это было необычно и интересно. Но давайте немножко заглянем в историю…

_«Деревня возникла на Лосюхинском переселенческом участке Маслянской волости. Заселение началось зимой 1913 года. Сюда из Рязанской губернии приехали Добычины, Акиньшины, из Тульской – Новиковы. Среди первых приехавших были Гурушкины, которые и считаются одними из основателей деревни.

Официально посёлок называли Лосюхинский. Но это не нравилось крестьянам. В 1914 году они подали прошение, губернские власти согласились. Утвердилось новое название – посёлок Вознесенский, в память православного праздника Вознесения Господнего, который отмечается верующими на 40-ой день после Пасхи»._ Так написано в книге «Земля Сладковская».

…Прошло сто лет. Многое изменилось со дня основания населённого пункта.

– Я в Вознесенке родилась и живу здесь уже семьдесят пять лет. Сохранилось в памяти всё, что было раньше. И поляны помню за околицей, и рощи берёзовые. Когда четыре года мне исполнилось, отца на фронт забрали. Не вернулся он, погиб… – рассказывает пенсионерка В.П.Шведова. – Клуб был здесь, библиотека, медпункт, начальная школа. Сейчас уже ничего нет…

– Я в 59-ом сюда с родителями приехал. Тогда улица очень длинная была, на два километра тянулась. И домов стояло много. Что хочу отметить: люди здесь всегда жили и живут трудолюбивые. Потому, наверное, Вознесенка целый век стоит, и ещё долго будет стоять, – добавляет к сказанному супруг Геннадий Семёнович.

…Посреди деревни растут тёмно-изумрудные ели. Величаво возвышаясь над избами, они, словно великаны, окидывают улицу взором. Как стражи порядка наблюдают, чтобы никто не нарушил, не потревожил деревенский покой.

– В детстве за два километра от деревни пасли телят. Весело тогда было. А сейчас выйдешь на улицу – мало кого встретишь, особенно зимой. Сидят земляки в натопленных домах у телевизора. Раньше не было такой техники у нас, на вечёрках встречались, просто собирались и гуляли по улице, танцевали, – «выкатывает» волну воспоминаний ещё одна жительница Вознесенки Н.С.Кузнецова.

Нина Станиславовна – кавалер орденов Трудовой славы 2 и 3 степени, доярка. Её муж – Георгий Дмитриевич – награждён орденом Трудовой славы 3 степени, орденом «Знак Почёта», тракторист. О супругах Кузнецовых написано в книге «Труженики земли Тюменской». Вот таких людей земля вознесенская рождала.

…Посреди деревни – ярко выкрашенная автобусная остановка. Рядом – железное приспособление оранжевого цвета, что-то вроде средства оповещения при пожаре. Не удержались мы, подошли, попробовали стукнуть. Звук оказался не таким громким. Но для жителей одной улицы этого достаточно. В зимней тишине, когда воздух, казалось бы, замер, стук разнесётся над избами, его услышат.

…Вот такой получился небольшой рассказ о сегодняшнем дне двух маленьких населённых пунктов. Они прожили целый век. Сладковскому району исполняется в этом году 90 лет. Вознесенка и Хантиновка старше его на целых десять. Много это или мало? Для жизни деревни даже один день очень важен.

Но не унывают деревни-«соседушки». Словно подбадривая друг друга, помашут кронами деревьев, дадут знак вырывающимся дымом из печной трубы, как будто кричат издалека, сквозь разделяющие их километры: «Не грусти, подруга! Нам на двоих с тобой – двести! Надо и дальше жить, до следующего юбилея обязательно простоять, продержаться!».

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО