Однажды вагайцы спросили местного историка-краеведа, почему в его материалах по истории не называется Черемуховская волость. «Черемуховской волости на территории Вагайского района не было», - ответил краевед через районную газету «Сельский труженик». И такой ответ удовлетворил большинство вагайцев: никакой реакции от населения не последовало. А волость была и имела свою своеобразную и интересную историю.
В состав волости, образованной губернатором 23 сентября 1913 года, входили различные селения. Еще до её образования, к 1903 году, в южной части той обширной территории возникли две заимки в составе Дубровинской волости: Александрова (местные её называли Гребень) в 19 верстах от Дубровного, заимка Николаевская (иначе Елань) в 22 верстах и выселок Парамоновский.
Несколько позднее прошло заселение всей территории. Образованы переселенческие поселки Черемуховский, Тандинский, Бугалинский, Старо-Супринский, Беловский.
Тобольские губернские власти одной из важных обязанностей считали защиту интересов старожилов на управляемой территории. Но переселенческий процесс уже нельзя было остановить, поэтому во избежание возможных столкновений старожилов с переселенцами, прибывшими с Вятки, на нашей территории им отвели дальний, северный, совершенно не освоенный лесной угол с тощими почвами. Но и в этих условиях прибывшие своим ходом из северо-восточной России крестьяне стали осваивать новые земли. Денежную поддержку для обзаведения на новом месте оказало государство. Но свободно они крестьянствовали недолго.
Победа советской власти на территории губернии началась с серии административно-территориальных преобразований, в первую очередь с решения Тюменской конференции Советов от 5 апреля 1918 года о переносе центра губернии в Тюмень и ее переименовании. В 1920-1921 годах в порядке эксперимента в губернии были созданы Черноковской и Дубровинский районы с включением в их состав волостей. Волости были разделены на сельсоветы. На Черемуховской территории образовали три сельсовета: Черемуховский, Беловский и Николаевский.
Многоступенчатость в управлении не устраивала власти. И в конце 1923 – начале 1924 годов одновременно с официальным утверждением Дубровинского и Черноковского районов и устранением волостей образован один, Черемуховский, сельсовет. Он до конца своего находился в границах Дубровинского района. Лишь в 1931-1934 годах был первый раз образован общий Вагайский район.
Во время Гражданской войны черемуховские крестьяне от лица Временного Сибирского правительства (белого) обязывались выполнять все повинности. Но в ответ на насилие они брались за оружие, уходили в леса, а иные - в Красную армию. Так, общее собрание крестьян волости под председательством Быкова Митрофана Васильевича при секретаре Муравьеве Петре Семеновиче в июле 1918 года, заслушав информатора Временного правительства Копотилова, постановило «отказаться от обсуждения вопроса в отношении признания Временного Сибирского правительства ввиду неуверенности, что такое удержится у власти».
Рассматривая вопросы о создании армии и исправной выплате государственных налогов, крестьяне заявили: «От создания армии, в каком бы виде она ни была, отказываемся».
К весне 1919 года власть в губернии перешла в руки выборных органов – волостных и сельских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Одновременно с подготовкой и проведением выборов в Советы во всех волостях проводилась работа по созданию партийных ячеек.
По примеру дубровинцев было принято решение о создании партийной ячейки в п. Черемушке на собрании в феврале 1920 года.
Избранному секретарем ячейки Муравьеву Петру Семеновичу в это день поступило 13 заявлений с просьбой о принятии в ряды партии Ленина. В марте в п. Тандин по распоряжению Зеленина Филата Васильевича члены образовавшейся партячейки решили «расширить ее в целях скорейшей победы над капиталом». Но крестьяне в большинстве своем поддерживали лозунг «За Советы без коммунистов». Местные исторические факты свидетельствуют, что основания для его поддержки были и в нашем крае.
Зажиточные же крестьяне предвещали скорую расправу над коммунистами.
Особой трагической страницей стало участие в крестьянском восстании 1921 года. Если информаторы Временного Сибирского правительства выслушивали мнение крестьян по уплате государственных налогов и «не солоно хлебавши» возвращались с докладом, то сменившие их большевики в приказном порядке изымали у сибирских крестьян имеющееся продовольствие. Поэтому черемуховские мужики поддерживали вооруженное крестьянское восстание в наших краях. Инициатором выступления стал Анфилатов Михаил Александрович.
Восставшие арестовали волостное советское руководство, организовали военные отряды общей численностью до ста человек и направились на тракт Аксурка – Дубровное – Вагай, чтобы влиться в повстанческую армию. Но в походе они узнали, что красноармейцы уже освобождают Дубровное. Поэтому большая часть восставших вернулась обратно. У автора статьи имеется полный список принимавших участие в выступлении. По большевистским документам они числятся как «бандиты».
Сам Анфилатов с небольшим отрядом продолжал действовать в тукузской стороне, рассчитывая на поддержку населения, резко недовольного действиями местных партячеек. Но и там действовал коммунистический отряд дубровинцев под руководством Третьякова Михаила Сидоровича.
Петр КУТАФИН
(Продолжение следует)