Медиакарта
22:21 | 21 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Счастливая встреча

Где ещё экспонировать выставку «Краски старого города», как не в музее Дунина-Горкавича?

Именно здесь: где в щели деревянного крылечка зацепилось отливчатое перо мудрого сибирского ворона, где узоры на шторах провинциального зажиточного дома сплетаются с тенями заоконных берёз, где прячется от назойливого гула современности самое Время. В этой исторической усадьбе, держащей последнюю линию обороны старины, самое место картинам художника-пейзажиста Ильшата Хусаинова.

«Краски старого города» представлены 59 картинами и полутора десятками этюдов. Брожу в одиночестве среди полотен. Это, конечно же, мой давний знакомец Ильшат. Его тёплые пейзажи, в которых отчётливо ощущается смена времён года. Здесь в сухих абрисах ветвей угадывается завтрашняя пышная крона. Снег на них так напитан влагой, что кажется – холсты вот-вот прольются прозрачной талой водой сибирской весны. Этой весны не знают жители нового города. Она задержалась ещё в забытых деревеньках да в самых сокровенных уголках подгорного Тобольска. И живописец, встретившись с ней, затаив дыхание, берётся за кисть…

А вот и сам художник. Спрашиваю его о том, что происходит в душе при такой встрече.

– Эта встреча начинается, когда ты только выходишь на этюд. Это не так просто, как кажется. Иногда не ты находишь мотив, а как будто он сам ждёт тебя, и радость в душе оттого, что эта встреча наконец состоялась. Начинаешь писать и просто забываешься, и отпускает тебя только, когда этюд завершён. А что в душе в такие моменты происходит – вот оно всё – на картинах.

– Получается, лучший момент работы над картиной – это самое начало?

– Работа над картиной начинается не в голове – в душе. Там рождается этюд, из которого может вырасти большой холст. Ну а на выставке жизнь картины продолжается. И здесь она уже не одна, а рядом с работами разных периодов. И сам ты уже ходишь, смот­ришь и понимаешь, что всё это – твоя жизнь.

В интерьер музея Дунина-Горкавича выставка картин Ильшата Хусаинова вписалась благодаря необычным, но в то же время очень простым приёмам. Вот, скажем, в первом зале окна, задрапировавшись тканью, превратились в витрины, принявшие ранние этюды. Во втором зале центром композиции является круг­лый стол, на котором видишь рабочую палитру, лит­ровую банку с грубыми кистями, бутылку скипидара. В углу – мольберт с незавершённой работой. Живопись продолжается.

– Здорово придумано – все эти приметы «логова» художника.

– Это заслуга Елены Швецовой и Маргариты Юниной – искусствоведов, помогавших формировать экспозицию. Мы решили, что раз выставка происходит в доме, в котором жили люди, то должны присутствовать не только картины, но предметы, сопровождающие художника в его жизни. На открытии выставки вот эта бутылка была специально открыта, так что посетители явно ощущали даже запах скипидара. Так обычно пахнет в мастерской. Что ж, должен признать – атмосфера выставки создана мастерски. Этому способствует и сам дом, её принявший, и полотна, и все милые детали быта. И это ещё одна счастливая встреча во времени и пространстве. Встреча, которая ожидает каждого из вас, – выставка в музее истории освоения и изучения Сибири имени А.А. Дунина-Горкавича продлится до середины июня.

Дмитрий КАРАСИЕР Юрий ПОПОВ (фото)