Медиакарта
8:21 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Это НАША Наташа

Не так давно в Тюмени прошел финал областного конкурса профессионального мастерства «Педагог года Тюменской области – 2013». В ходе очного состязания были выбраны наиболее талантливые профессионалы в трех номинациях: «Учитель года», «Воспитатель года», «Мастер года».

Учитель английского языка Вагайской средней школы Наталья Анатольевна Балыкова вошла в десятку лучших в своей номинации. Получила высокую оценку членов жюри и привезла домой диплом участника, хрустального пеликана, денежную премию и спецприз. Это, безусловно, блестящий результат для молодого педагога из сельской местности. Своими впечатлениями о конкурсе, профессии учителя и планах на будущее она поделилась с читателями газеты.

Наталья Анатольевна в профессии учителя относительно недавно. За плечами Тобольский государственный педагогический институт, общий стаж – неполных пять лет, вторая квалификационная категория, сотни учеников, множество проведенных уроков, тысячи поставленных оценок. Она бесконечно влюблена в свою профессию и постоянно думает о том, как повысить свой профессиональный уровень, стать ближе к детям.

А еще Наталья обладает до удивления положительной энергетикой. Ее хочется слушать, с ней приятно разговаривать. Она создает впечатление абсолютно счастливого, самодостаточного и искреннего человека. Такие люди вдохновляют и воодушевляют. Наверно, именно поэтому дети к ней тянутся, любят и уважают ее.

Мы проговорили с ней около двух часов вместо запланированных тридцати минут. Лейтмотив всей беседы – любовь к профессии и детям. Плавно наш разговор из вопросно-ответной формы перешел в неторопливую беседу, своеобразный обмен мнениями, поэтому я сочла правильным дать именно выдержки из речи Натальи на определенные темы.

О педагогике

Как и большинство людей, я боялась ошибиться при выборе профессии. По прошествии времени поняла, что в свое время открыла правильную дверь, не допустила ошибку. Я люблю детей, а это главное в учительстве. Если детей любишь, то все сложности и проблемы преодолимы и решаемы.

Так получилось, что я пришла работать в школу, обучаясь на пятом курсе. У меня было свободное посещение по семейным обстоятельствам. Но, несмотря на то, что мне приходилось оканчивать учебу, писать дипломную работу и воспитывать маленького ребенка, с самых первых дней своей трудовой деятельности я легко влилась в работу, педагогический коллектив. Еще больше полюбила свой предмет. Передавать знания детям, видеть в их успехах результат своего труда – это удовольствие.

Работа в школе дает мне глубокое моральное удовлетворение, радость от каждого прожитого дня. Мне кажется, что самая насыщенная, самая яркая и интересная жизнь кипит у нас, здесь, в школе. Находясь вместе с детьми, мы не только учим их, но многому учимся от них. И это взаимодействие обогащает каждого.

О детях

Сейчас я обучаю 3,4,5,6,9 классы. Безумно их всех люблю, невзирая на то, какие знания у них по моему предмету. Иностранный язык дается далеко не каждому. Некоторым нужно провести несколько часов, чтобы выучить какую-то фразу или предложение. Я всегда учитываю это при выставлении оценок. Ведь само по себе ценно то, что дети стараются.

Абсолютно не согласна с расхожим сейчас мнением, что современные дети не хотят учиться, не уважают педагогов… Просто к каждому нужен (как ни банально звучит) свой подход. Современные дети, да, они другие. Они более мобильны, раскрепощеннее, чем, к примеру, были мы в пору обучения в школе. Но и про себя я могу сказать, что я – современный учитель. Все мы живем в современном мире и, вольно или нет, подстраиваемся под него. Я всегда иду вперед, стараюсь совершенствоваться, открывать для себя что-то новое. И в этом моими главными помощниками являются дети, мои ученики. Ведь дети – двигатель прогресса, наше будущее. И каждый из них индивидуален, по-своему уникален.

На уроке нужно создавать ситуацию успеха, чтобы ребенку было комфортно со своим учителем. Чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя успешным, найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я считаю, что каждый ребенок должен уходить из школы с победой, со своим успехом. Ведь как много значит для ребенка, да, впрочем, и для взрослого человека, – пережить успех. И пусть порой бывают неудачи.… Но я убеждена: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт, попытаться вынести урок для себя. При таких условиях дети не будут проявлять неуважение. В моей практике были разные ситуации, но я всегда пытаюсь разобраться и найти ответ, почему не получается взаимодействие с ребенком.

Мне близка негласная клятва педагогов: «Пойми! Помоги! Не навреди!» Мы всегда должны помнить, что работаем с детьми, детской психикой. То, как мы с ними общаемся, находит отражение в их душе и может ее ранить. Дети часто нас проверяют и создают различные ситуации, которые взрослому человеку тяжело понять, но всегда можно попробовать это сделать, найти причину поступка, мотив. Ну а помощь детям – это наше призвание. Мы помогаем постичь науку, разобраться в себе, в отношениях со сверстниками и другими учителями.

О конкурсе

Естественно, о конкурсе «Педагог года» я знала давно, но особенный интерес проявила к нему в прошлом году. Посмотрев районный конкурс, я решила для себя, что в будущем хотела бы попробовать свои силы в этом соревновании. Как известно, мысли материализуются, и в этом году мне предложили поучаствовать в районном конкурсе, а я, не раздумывая, согласилась.

Примерно с ноября я начала готовиться сначала к заочному туру: собирала все необходимые документы и работы для портфолио. После – к очному: разрабатывала урок и беседу с учащимися, самоанализ… И это все помимо основной деятельности: по шесть уроков каждый день, классное руководство. Четыре месяца непрерывного труда дали о себе знать – я стала победителем.

Отправляя заявку уже на областной конкурс, я даже не надеялась, что попаду в число участников. Но организаторы сделали нам приятный сюрприз – все заявки были одобрены.

На весенних каникулах нас собрали на учебу, она проходила в ТОГИРРО. Мы занимались с утра до позднего вечера. Программа была насыщенной: семинары, встречи, курсы, мастер-классы… Нас готовили ко всему, вплоть до того, как преодолеть волнение на сцене. Тогда я поняла, что меня ждет, и мне стало по-настоящему страшно.

За это время, мы, участники, стали командой. Не могу сказать, что мы все были дружны, но не было резкого отношения друг к другу, мы общались положительно и тепло, помогали друг другу в просьбах.

После курсов у меня была ровно одна неделя, чтобы пересмотреть весь свой материал, доработать, усовершенствовать. Это время было самым волнительным и бессонным. Спасибо моей семье и моим коллегам за помощь, понимание и поддержку.

Наконец, пришло время показать себя. Мне предстояло продемонстрировать свои способности в представлении своей педагогической концепции, уроке и разговоре с учащимися. Больше всего я волновалась за концепцию. Мне казалось, что выступать перед светилами педагогической мысли со своим виденьем проблем учительства – это сложно и страшно. Зато после того, когда испытания кончились, я поняла, что самым сложным для меня стал урок. Сорок минут работать в непривычной обстановке, с микрофоном, в режиме онлайн, когда на тебя смотрит множество людей, – тяжелее всего. Хотя, надо сказать, дети работали отлично. Более того, члены жюри активно включились в учебный процесс.

О жюри

Нас оценивало основное жюри, предметное и ученическое. В состав основного жюри входило девять человек. Талантливейшие люди, добившиеся больших успехов в различных областях. Несмотря на свои титулы, они не относились к нам снисходительно, не были очень категоричны в своих оценках, старались рассмотреть каждого. Их замечания всегда были корректны и по существу, такие оценки дорогого стоят. Большое впечатление на меня произвели О.Г. Парамонов – председатель жюри, профессор кафедры литературы 20 века Брянского государственного университета, заслуженный учитель РФ, поэт, и А.В. Заруба – композитор, учитель музыки Ломоносовской школы г. Москвы. Оба являются членами жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России». Они провели для нас творческий вечер, их выступления навсегда останутся в моей памяти.

В состав ученического жюри входили старшеклассники, победители и участники областных и всероссийских олимпиад и конкурсов. Хотя результаты их оценивания не оглашались публично, мне сообщили, что в ученическом рейтинге я лидировала, что мне, безусловно, льстит. Наверно, это самая главная оценка для меня.

О планах на будущее

Впереди конец учебного года. Значит, предстоит много работы. Являясь классным руководителем девятого класса, я должна помочь своим детям в сдаче экзаменов. В летние месяцы – работа в пришкольном лагере. А в новом учебном году мне предстоит аттестация на первую квалификационную категорию… Сложно говорить о карьерном росте, когда работаешь учителем. Показатель нашего труда в успехах учеников. Что касается конкурсов, то еще неделю назад я бы ответила категоричным отказом. Сейчас думаю, что участвовать в конкурсах нужно всенепременно. Когда проходит время, понимаешь, что такой опыт, такие эмоции ты можешь получить, только участвуя в конкурсах.

Заключение

Стоит добавить, что члены жюри и учредители данного конкурса охарактеризовали Наталью Анатольевну как «редкое исключение сочетания скромности, ума и доброты». И как после этого не воскликнуть с гордостью за нашу землячку: «Это НАША Наташа!».

Людмила БАБИКОВА

Фото автора