Медиакарта
3:20 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Иртыш сердится...»

Яков Чистяков, член союза журналистов РФ

(Продолжение. Начало см.в №№ 44, 45)

В ночь на воскресенье 30 октября 1966 года в жилом «комсоставовском» вагончике все происходившее предыдущей ночью повторилось с той лишь разницей, что эту самую погоду посмотреть через час-полтора до самого утра выходили поочередного все его обитатели.

Они докладывали начальнику:

– Ветер стихает…

– Снегу нет…

– Теплеет…

На рассвете убедились, что погода смягчилась, и всем вагончиком отправились к причалу посмотреть на реку.

Короленко, глядя на Иртыш, громко сказал:

– Лучшего в ближайшее время мы можем и не дождаться: дело движется к холодам.

– Так уже холод, - поежился Меньшов.

Снег перестал сыпаться, метель улеглась. Река выглядела намного спокойнее, чем вчера. Волны не были такими высокими и грозными. Шуга почти прекратилась, только у самого берега виднелась полоска с нерастаявшим снегом.

– Итак, - заключил Корнеев, - сегодня штурмуем!

Команды судов сориентировались в обстановке несколько раньше своих командиров и вышли на работу. На земснаряде, на боте водолазов, на катере наблюдалось оживление, горел свет.

Раньше обычного проснулся поселок, открылась столовая…

Всем хотелось, если уж не поучаствовать в историческом событии, то хотя бы засвидетельствовать первую большую победу строителей нефтепровода Усть-Балык – Омск, посмотреть со стороны.

Как ни старались строители, у каждого остались какие-то недоделки. В делах и хлопотах прошло полдня, приблизился обед. Но многие от него отказались.

На «своем» – левом – берегу в готовности оставили три трубоукладчика и бульдозер, на противоположном – правом – укрепили лебедку с тяговой силой 200 тонн на крюке. Ей предназначалась главная роль в протаскивании трубы. И доверили ее опытному лебедчику Цветаеву. Корнеев, отправляя его на катере за реку, напутствовал:

– Твоя задача – вытянуть на тот берег это наше детище во что бы то ни стало.

– Вытяну. Только бы лебедка справилась!

Два водолаза, облачившиеся в доспехи, обследовали на десятиметровой глубине траншею и нашли ее в хорошем состоянии. Потом над траншеей через всю реку они же протянули «проводник» - тонкий трос с красным сигнальным флажком для указания пути дюкеру. Ориентируясь по нему, от блока, приваренного к ракетообразной голове дюкера, протянули к лебедке на правый берег тот самый стальной трос, при доставке которого рисковал жизнью Грабчак.

На левом берегу, где находился командный пункт, машинисты трубоукладчиков, в числе которых был и Леонид Тычков, осторожно, как ребенка, сняли с лежек огромную 420-метровую, заизолированную и зафутерованную (одетую в деревянную обшивку) трубу и так же осторожно положили её против траншеи. Сами остались за рычагами трубоукладчиков и ожидали команды на подъем…

К этому времени на берег словно по тревоге высыпались почти все обитатели поселка. Пришли любопытные жители Суслаева, прознавшие про столь важное событие. Конечно же, прибыли руководители района, корреспонденты местной газеты, многотиражки «Вахтовик», областного радио. Они собрались у командного пункта.

За несколько минут до подачи команды о начале «штурма» Корнеев еще раз отправился проверить готовность важнейших постов на «своем» берегу. Убедился, что каждый ответственный исполнитель на месте. О полной готовности доложили все три машиниста трубоукладчиков, бульдозерист, старшина водолазной станции, находящийся на борту бота, причаленного к понтону, сигнальщики, в числе которых были две немолодые женщины. Сразу же зарокотали двигатели машин…

(Окончание следует)