Медиакарта
21:25 | 21 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дорожники водных просторов

В тридцать третий раз отмечается в России профессиональный праздник – День речника.

Но Тобольск, живущий во все века у реки, к профессии этой всегда относился трепетно. Каждый горожанин, даже если он и не имел специальности речника, всё равно считал себя водником: на Иртыше рыбачил, ловил утерянные от сплавов брёвна, заготавливая дрова, брал из реки воду для питья, наконец купался, отдыхал.

Романтики

Старожилы частенько с ностальгией вспоминают активную жизнь водных просторов Иртыша. Тобольск всегда был городом речников и рыбаков. Акватория мощной водной магистрали у города жила бурно, шумно и динамично. Пассажирские теплоходы, грузовые баржи с многосильными толкачами беспрестанно сновали вверх и вниз по течению реки-труженицы, а у береговых заводей плавно покачивались на волнах бесчисленные лодки горожан, не мыслящих себя без жизни на воде. В иные годы, особенно в разлив, катера заходили даже в Абрамку, швартуясь у деревянного тогда моста. Это становилось огромной радостью для местной детворы. Набравшись здесь романтики речных просторов, подрастая, юные тоболяки шли учиться в рыбопромышленный техникум, в речное или мореходное училища. И профессиональную свою жизнь связывали с рекой или далёкими от сибирского города морями.

Сегодня на Иртыше много спокойней. Редко-редко протарахтит одинокий катер, куда-то на север степенно и важно пронесёт свой ценный груз баржа-тяжеловоз с прилипшим к нему близнецом-толкачом. А вот и деловито, по-хозяйски разрезая тяжёлую иртышскую воду на две бурливые волны, движется теплоход. На борту чётко читается «Стрепет». Это путейский флот, принадлежащий Тобольскому району водных путей и судоходства. Обходит он с очередным осмотром речные угодья, проверяет сохранность береговой и плавучей обстановки.

Путейцы

…Их всегда называли путейцами. И не без основания. Именно они прокладывают пути по многочисленным руслам рек нашей Западной Сибири, отвечают за безопасность судоходства не только на основной водной артерии – Иртыше, но и во всевозможных боковых речушках, куда, пусть даже изредка, заходят суда. – Две тысячи девяносто один километр водных путей мы обслуживаем без навигационного ограждения судового хода, – рассказывает начальник Тобольского района водных путей и судоходства Николай Клят. – Это реки Тобол, Тура, Тавда, Сосьва, Лосьва – всё в нашем ведении, мы по их состоянию ведём мониторинг. Тобольский РВПиС обслуживает участок реки Иртыш от 1206 км по 91 км с общей протяженностью 1115 километров. Гарантированные габариты: плес от посёлка Байбы до устья Тобола (1206-666 километров) глубина – 220 сантиметров, ширина – 70 метров, радиус закругления – 300 м; плес от устья Тобола до устья реки Конда (666-91 километр) глубина – 220 сантиметров, ширина – 80 метров, радиус закругления – 500 метров, выставляем береговую и плавучую обстановку, проводим изыскательские и дноуглубительные работы.

Иртыш – не колхоз

Путейцы глубоко сожалеют о тех временах, когда работали они во время навигации круглосуточно, обес­печивая безопасность довольно интенсивного движения на реке. И очень к месту вспоминают изречение своего бывшего начальника Михаила Кошкарова: «Река – не колхоз, она круглые сутки работает». Был он речником, как говорится, от Бога, патриотом и Иртыша, и Тобольска. А благодарные последователи сохранили его имя, назвав им один из своих судов. И теплоход «Михаил Кошкаров» по-прежнему исправно несёт нелёгкую речную службу.

Теперь же на реках Западной Сибири, не вошедших в перечень государственного заказа и финансово не обеспеченных, ответственность за безопасность судоходства берут на себя сами судовладельцы. И путейцы, ограниченные в свободе действий законом, сильно по этому поводу переживают. – В сравнении с советскими временами, конечно, флота у нас много меньше, – говорит Николай Клят. – Это раньше Тобольский тех­участок был самый мощный по энерговооружённости по всему Советскому Союзу. Было пять черпаковых земснарядов, два двухтысячника, «Уренгой» – самоотвозной землесос, пять тысячников чешских.

Он сам начинал работать на реке после окончания Омского речного техникума. В навигацию 1978 года земснаряд «Иртышский-518» разрабатывал Алёшкинскую протоку в Ханты-Мансийском национальном округе. А когда он стал командиром земснаряда «Иртышский-528», привелось разрабатывать порт Ямбург. От речки до ковша – всё было сделано силами тобольского экипажа. Потому Николаю Николаевичу понятны и близки проблемы речников, и говорит он о них с большим знанием дела.

– Сегодня дноуглубительной техники осталось в стране-то меньше. К примеру, морских земснарядов финской постройки всего было в Союзе четыре, осталось три, два из них у нас – «Олег Стрельченя» и «Ямал». Есть еще «Иртышский-710», земснаряды «Надым» и «Георгий Петров».

На вооружении участка, конечно, есть 15 путейских теплоходов. Два прорабских теплохода, обслуживающих теплоходы «Михаил Кошкаров», «Стрелка». Стоечный флот – баржи, карче-кран десятитонный занимается дноочищением, вытаскивает затопленные карчи, топляки.

– В принципе, техники обслуживать свои границы нам хватает, да и ещё за пределами своих территориальных вод трудиться, зарабатывать деньги, – удовлетворённо замечает бывалый речник.

А река – живая

Тоболяки вошли в правительственную программу по строительству порта Сабетта, где в прошлом году разрабатывали подходные каналы. Земснаряд «Олег Стрельченя» ходил через пролив Малыгина, приходил в Байдарацкую губу – разрабатывали траншеи под газопровод и линию ВОЛС (линия связи), зимовал земснаряд в порту Нарьян-Мар.

Судоходство на реке невозможно без работы технического участка речных путей. Они чистят и углубляют русла рек, освобождают от наносов перекаты, углуб­ляют дно на спаде уровней, выставляют бакены… Они – дорожники на воде, обеспечивающие безопасность судоходства.

А река – живая и требует к себе должного отношения. И тех, кто с ней близок, она строит, учит и приучает, требует от них большой ответственности, самодисциплины, высокого мастерства. Да и в профессиях река нуждается редких, в подготовке довольно трудных, иные, как говорится, вообще товар штучный.

Потому постарались здесь в самое тяжёлое для предприятия время – в девяностые годы – коллектив сохранить. И удалось. Многие капитаны, мастера, работающие на участках в Белом Яре Омской области, Тевризе Усть-Ишимского района, бригады Вагайского, Тобольского, Уватского, Тюменского и Ярковского районов, Ханты-Мансийского округа, Свердловской области, не мыслят себя без реки. И главы этих администраций к 75-летию предприятия, которое нынче отметили речники, поощрили высокий профессионализм сотрудников Тобольского района водных путей и судоходства благодарственными письмами и грамотами. Не обошли наших путейцев и министерские награды.

Иртыш переводится «землерой». Потому по руслу этой великой сибирской реки много перекатов, которые заносятся песком и илом, за ними непрестанно надо следить, их надо чистить. И пока несёт по земле свои воды Иртыш, а люди на нём живут, не исчезнет забота путейцев о здоровье реки, её безопасном судоходстве. А в буднях нелёгкого труда, нет-нет да и блеснёт денёк радостный, отдохновенный. Как этот – День речника. С праздником вас, труженики речных просторов!

Раиса ПОЛОВИНКО Юрий ПОПОВ (фото)