Живет в Вагае пожилая скромная женщина, о судьбе которой, о том, что пришлось ей пережить в юности, знают немногие. Это Эмма Матвеевна Бабикова, которая в девичестве носила фамилию Татти. А родилась она в далекой от здешних мест деревне Бабино, в пригороде Ленинграда, которая в те годы находилась как раз посредине между городом и озером Ладога.
Их небольшая семья – мама, папа и две маленькие дочери – жила дружно и счастливо. Родители трудились на земле, имели свой дом, огород, держали в хозяйстве скот и птицу. В 1932 году пришло в их дом большое горе - арестовали и увезли отца. Больше они его уже не видели.
А жизнь продолжалась. Старшая из дочерей, Эмма, пошла учиться в школу, а в летнее время помогала матери по хозяйству. Полола сорняки в огороде, поливала овощи, вместе с мамой работала на колхозном поле.
В июне 1941 года обрушилась на страну страшная беда. Началась Великая Отечественная война.
Немецкие войска стремительно продвигались к городу на Неве. Объявили эвакуацию. «Кругом паника, слезы. Люди в спешке собирали кое-какие вещи, резали скот, - вспоминает Эмма Матвеевна. – Картошка еще не выкопана. И жалко бросать дома, всё нажитое и ехать неведомо куда».
На грузовых машинах привезли всех в Ленинград, который с началом войны уже стал неузнаваем: на окраинах - баррикады, окна заклеены крест-накрест полосками бумаги, исчезли яркие и красивые витрины магазинов, на улицах видны воронки от разорвавшихся авиабомб. А ведь еще прошлым летом дочери Татти вместе с мамой приезжали в город за покупками и любовались его красотой.
Горько было отрываться от родных и привычных мест. И тут оказалось, что сорвали жителей Бабино из деревни напрасно, что эвакуационные планы изменились, и всех бабинцев вернули домой.
Но как за несколько дней изменилась деревня, обстановка стала по-военному суровой. Рядом с их домом разместилась зенитная батарея с прожектором, а по другую сторону деревни оборудован военный аэродром. День и ночь садятся на него боевые и грузовые самолеты. Через этот аэродром доставляют в осажденный Ленинград продукты, а также боеприпасы.
«Наступила зима. В тот год она была очень холодная и голодная. Пока были кое-какие запасы картошки и овощей, обходились ими. Но потом начался настоящий голод. Люди пухли и умирали прямо на улицах», - вспоминает Эмма Матвеевна.
Взрослые мобилизованы на оборонительные работы, а дети и подростки предоставлены сами себе. Они собираются группами из нескольких семей в одном доме, так легче обогреваться дровами, которые нужно было заготавливать своими руками.
Тринадцатилетняя Эмма уже трудится на лесозаготовках, с такими же как она девчонками и мальчишками пилит в лесу дрова и возит их на лошади к школе, где расположен госпиталь для раненых бойцов. За эту работу подросткам дают по 150 граммов черного хлеба и чашку жиденького супа. В этой чашке с супом, по словам Эммы Матвеевны, обычно плавали три боба. Но и этот скудный паек она делила с младшей сестрой Мартой, которая была младше Эммы на три года.
Спали обычно в одежде, потому что боялись прихода немецких солдат. Узелки с нехитрым запасом всегда стояли наготове возле двери на случай бегства в лес. То и дело налетали фашистские самолеты и бомбили аэродром и батареи. Доставалось и деревне. По ночам наводили страх гул дальнобойной немецкой артиллерии и далекие разрывы тяжелых снарядов.
Весной 1942 года их все-таки переправили на машинах через Ладожское озеро. Жутко было смотреть из кузова полуторки, как выступившая на лед вода скрывает колеса идущих по озеру машин. Не все достигли другого берега, но им все-таки повезло. А потом был поезд, теплушки и долгая дорога в Сибирь. В какой-то деревне Омской области, куда их привезли, впервые за долгие месяцы с начала войны они досыта наелись хлеба.
А потом на пароходе эвакуированных блокадников отправили в Кондинский район. Там мать и дочь Татти работали в местном рыбучастке, обрабатывали и солили добытую рыбаками рыбу, трудились на погрузке и разгрузке судов, выполняли и другие работы. Здесь Эмма в поселковой школе закончила семилетку, зимой она не работала, училась, и поступила на учебу в Тобольскую фельдшерско-акушерскую школу. К тому времени уже окончилась война. С горечью сегодня она вспоминает, что пришлось ей три года в Тобольске носить то же единственное старое пальто, в котором она три года ходила в школу.
В 1948 году окончена учеба, получен диплом фельдшера и направление на работу в Вагайский район. Почти сорок лет проработала в Вагае в медицинской сфере Эмма Матвеевна. Из них 27 лет трудилась медицинской сестрой в детских яслях. Не одна сотня вагайских ребятишек прошла через ее добрые руки. Трудовой путь Эммы Матвеевны отмечен медалью «Ветеран труда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда», рядом юбилейных наград.
Её мать Анна Ивановна всю жизнь прожила с семьей дочери. В 1981 году ее не стало, похоронена на вагайском кладбище. А сестра, получив специальность воспитателя в Тобольском дошкольном педучилище, какое-то время поработала в нашем районе, а после переехала в Карелию, где вышла замуж. В 1969 году по болезни ее не стало.
В Вагае Эмма Матвеевна нашла свою вторую половину, создала семью с бывшим фронтовиком Федором Григорьевичем Бабиковым. Жили они дружно, в согласии, и достаток в семье был. Вырастили, воспитали, поставили на ноги двух дочерей и сына. Татьяна и Светлана пошли по стопам матери, тоже получили медицинское образование, трудятся в районной больнице.
Но горе не обошло стороной эту семью. При странных обстоятельствах погиб в лесу муж, а потом не стало и сына Валерия. Ушел из жизни и В.Х. Алеев, с которым она связала свою жизнь после гибели мужа. Не просто было все эти утраты перенести в ее преклонные годы.
Помогает только то, что она постоянно согрета душевной теплотой родных и близких ей людей. Ее не забывают дочери со своими мужьями и внуки. Живет Эмма Матвеевна поочередно в их семьях. Не захотела в свое время уехать из Вагая, хотя у нее как блокадницы была возможность вернуться в город на Неве и даже получить там квартиру. Но она об этом не жалеет. Так распорядилась судьба. В феврале Эмма Матвеевна разменяла девятый десяток. Конечно, годы берут свое. Тем не менее желаю ей еще долгих лет жизни и доброго здоровья на радость родным и близким. Пусть больше ничто не омрачает ее жизнь на склоне лет.
Любовь ПИСКАЛОВА, председатель первичной ветеранской организации медицинских работников
Фото из семейного альбома