К дню рождения главного режиссёра Тобольского театра
Люди, родившиеся и выросшие на берегу большой реки, часто пускаются в странствия. Очевидно, на жизненный ритм-уклад влияет монотонное, неотвратимое движение вперёд и вниз (или уж вверх – супротив течения). Герой наш как раз из этой, неостанавливающейся, неустанной породы людей.
Валерка
заабрамовский
Он родился и вырос в районе, именуемом старыми тоболяками Заабрамкой. Дом, в котором прошли скудобытные и вместе с тем прекрасные годы Валеркиного детства, стоит совсем рядом с Крестовоздвиженской церковью. И городские хроники сообщают о том, что место под его строительство (насыпной холм) было пожертвовано общине купцами Медведевыми.
И спросил я как-то Валерия Петровича Медведева: «Не ваши ли предки – купцы те щедрые?..» Нет, ответил, не мои.
– Память о предках со стороны отца практически не сохранилась. А вот мамин дедушка (она из Колмаковых) был по нынешним меркам капиталистом. Хоть и из крестьянского сословия вышел, но владел пристанями к северу от Увата, числился весьма зажиточным человеком.
Потомок родов Медведевых-Колмаковых вырос на берегу Иртыша. И быть бы ему рыбаком или капитаном (отец нашего героя, Пётр Фёдорович, известный на речфлоте человек), но…
Вот так, напишешь это самое «но», а потом непременно надобно продолжить чем-нибудь вроде – «в жизнь вмешался случай». А что делать, если действительно – вмешался?
Первое своё путешествие Валера Медведев предпринял, добравшись с улицы Карла Маркса до Дома пионеров (Губернский музей). Современный автомобилизированный человек, может, и усмехнётся – тоже, мол, путешествие. А тогдашнему третьекласснику… Напомню ещё, что дело было в трудные 50-е годы прошлого века, когда и самая простая обувка была почти роскошью.
Но всё ж добрался. И начался в Валеркиной жизни ТЕАТР.
Кулисы-паруса
Один поэт-горемыка сравнил как-то сцену с палубой корабля, и, вы знаете, что-то в этом есть. Теперь-то Валерий Петрович на этом корабле седой капитан-режиссёр, но очень часто в творческом запале ли, или просто под хорошее настроение превращается в театрального юнгу – озорного и неуёмного.
Его дебютные роли в театральном кружке были воплощениями самых смешных персонажей (с любовью вспоминает первую – Шута в «Хрустальном башмачке»). А вот в школе налегал пионер Медведев на исполнение патриотических стихов (лучше всего, вспоминает, про Ленина и печника получалось)… И с большим уважением говорит Валерий Петрович про свою учительницу – Анастасию Семёновну Молодых.
– Она была замечательно интеллигентна. Мы бывали в её доме на улице Сталина (теперь это улица Мира), брали книги, обсуждали прочитанное. Именно в её классе начались мои первые публичные выступления со стихами.
Доучивался Медведев в школе № 1 и уже тогда попробовал свои актёрские силы в профессиональном театре – том самом «Теремке».
– Всё это было весьма волнующе и таинственно. Выбирая между спортом (были уже приличные успехи в спортивной гимнастике), речным училищем (родовая профессия) и театром, выбрал последнее. Счастливо выбрал.
Золотые
шестидесятые
Много сейчас вспоминают об особенной культурной атмосфере, царившей в крохотном провинциальном Тобольске в 60-х годах прошлого века. Вот ведь парадокс. Не было в Тобольске такого, как сейчас, количества людей с дипломами «культурных вузов», а культура была.
Из чего формировалась эта атмосфера? Валерий Петрович считает, что тогда профессионалы в различных сферах чаще объединялись в творческие сообщества на почве литературы, музыки, театра, хореографии, да и просто – задушевных бесед.
– Очень часто таким объединяющим началом становилось культпросветучилище. В то время оно было… некой филармонией, что ли. Мои сверстники хорошо помнят замечательный балет под руководством Лидии Васильевны Гилевич, который имел успех не только в городе, но и в регионе. Великолепный хор Заплатынского, оркестр Пачежерцева.
Молодой да ранний Медведев учился в том знаменитом «культпросвете», периодически выходил на профессиональную сцену в небольших характерных ролях. Но вот что удивительно – при явных способностях и ранних склонностях к лицедейству артистом он быть не хотел. Говорит о том, что очень рано понял – артист должен быть видным и сразу заметным, а он-де, ростом-то не вышел…
Такие-то вот малые-да-удалые очень уж любят организовывать процесс, направлять его, творить по собственному усмотрению. И Валерий Медведев решил стать именно режиссёром.
Невы державное теченье
Решение это претворялось в жизнь в Ленинграде… Уже более десятка лет знаком я с Валерием Петровичем и за это время с удовольствием выслушал от него сотни историй о питерской молодости. А рассказчик Петрович отменный, и воспоминания куда как интересны. Множество подробностей и оттенков того весёлого времени, ненавязчивый запах недорогого алкоголя, лёгкое безумие молодой богемной шпаны, тысячи и тысячи поэтических строк, белые ночи и чёрный кофе, архитектура, музыка и любовь.
Это было время небывалого театрального подъёма по всей стране, а уж в Ленинграде… Студенты упоённо внимали постановкам Товстоногова («Идиот», «Варвары», «Горе от ума»), которые теперь «легенды» и «золотой фонд». Уже ставили свои первые спектакли Гинкас, Тростенецкий, Воробьёв. В Москве шумели молодые «Современник» и «Таганка»
– Мы, бывало, по несколько раз в месяц выбирались в столицу. Ходили на спектакли, бывали на репетициях Эфроса и Любимова. Обязательно посещали все гастрольные спектакли в Ленинграде, сравнивая, как работает, к примеру, Высоцкий-Гамлет на стационаре, а как на гастролях.
Но пришло время выпуска и расставания с Питером. Тогда ведь как было – студенты в большинстве своём не стремились «зацепиться за столицу любой ценой», да и система распределения молодых специалистов работала. Было у молодого режиссёра Медведева предложение поехать в южный Тирасполь, но он попросился в родной Тобольск.
Возвращение
к Иртышу
Он снова был на родине… Рано утром вышел из дома. Вдохнул свежий, приречный заабрамовский ветер. Осмотрелся… Церковь по-прежнему несла в небесах покосившийся крест. Зеленела трава. Неподалёку уносил воды прочь Иртыш.
Пройдя коротким проулком, миновав неширокую полосу берега, повзрослевший Валерка подвернул дешёвенькие польские джинсы до колен и вошёл в воду. Привычно ощутил ребристость плотного песчаного дна, улыбнулся прозрачным малькам, тотчас окружившим его ноги… Над Тобольском всходило лениво-беспощадное летнее солнце.
Пора было идти на работу.
Медведев трудился тогда в родном КПУ, которое обзавелось к тому времени учебным театром. Он органично влился в компанию организаторов сего начинания Порошина и Фомичёва, поставил вскоре «Грозу» Островского, «Диалоги» Володина и «Антигону» весьма модного в столицах Жана Ануя.
– Вернулся я и на сцену тобольской драмы. Помню, сыграл роль Старика в спектакле «Геологи» и оч-чень серьёзную роль Скомороха в «Коньке-Горбунке»…
А знаете, кто в той лихой сказке начала 70-х играл роль Конька?.. Молодая такая актриса – Аля Шафирова. Там и встретились. Так и поженились. И вскоре отправились вместе в новое странствие по бескрайней стране-театру.
А дом остался. И церковь с крестом… И мальки.
Впрочем, мальки подросли и тоже отплыли от тихого берега.
По Руси
театральной
Почему уехал?.. Захолустья убоялся?
Нет, говорит, в театральном смысле Тобольск тогда не был захолустьем. Уехал потому, что мечтал о полноценной режиссёрской работе. Мечтал и всё делал для этого.
Подвизался актёром, доказывая свою режиссёрскую состоятельность, ставил один-второй-третий спектакли. Получил должность режиссёра-постановщика, а вскоре, в 1978 году, стал главным в театре Каменск-Уральска.
Много ставил, преимущественно на Урале. Создавал и массовые площадные представления, приучаясь работать быстро и в специфических жанровых рамках.
Потом было семилетие в театре города Дзержинск. Снова ведь берег – город-то на Оке-реке.
– Солидный был театр. С хорошей, стабильной труппой. Шефствовал над ним столичный «Ленком», и я познакомился и поработал с Олегом Янковским, Петром Проскуриным и с многими другими. Но главной причиной моего переезда в Дзержинск была относительная близость этого города к Москве.
В столице Валерия Медведева интересовали, конечно же, не ГУМ-ЦУМ и даже не Третьяковская галерея. Дело в том, что тогда, выдержав большой конкурс, он попал в международную творческую лабораторию Анатолия Васильева.
Васильев… Фигура в театральном мировом пространстве легендарная. Человек, поставивший на родине немало культовых спектаклей, создавший свой Театр как понятие и театр «Школа драматического искусства». Режиссёр, создающий спектакли с лучшими труппами Европы. Лауреат огромного количества российских и международных премий. Кавалер и командор нескольких французских орденов.
Это – великий Мастер. Счастлив и горд тем, что судьба свела нас на несколько лет, – говорит Медведев. И тотчас начинает вспоминать и рассказывать свои истории, которых, как и в случае с Питером, великое множество.
Затем было без малого 10 лет в Ирбите – в старейшем драматическом театре Урала. Это был сложный период 90-х – времён распада СССР, рождения новой страны и становления нового уклада жизни.
– Мы спасали тогда театр, сохраняя труппу, сберегая замечательное здание от посягательств коммерческих структур. Театр выжил и сейчас живёт полноценной жизнью.
Сигнал
к возвращению
Слышал ли он во взрослых снах гудки иртышских пароходов, которые были аккомпанементом его детства?.. Не знаю – не спрашивал.
В 1999 году Валерий Петрович Медведев вернулся в Тобольск и вскоре стал главным режиссёром драматического театра имени Петра Павловича Ершова. Это непременно должно было произойти, и так случилось.
– Приглашение в ТДТ я воспринял как знак Судьбы… Никогда не говорил об этом вслух, но всегда хотел работать в Тобольске. Меня устраивает ритм провинциального города, неспешность и мудрость его людей. Я знал – что-то от города моего детства и юности обязательно должно сохраниться, и хотя многое ушло безвозвратно, это ЧТО-ТО действительно осталось.
Он вернулся в свой город и работает здесь уже почти пятнадцать лет. Вернулся на берега своего детства… Прожив большую жизнь в непростом театральном мире, повидав многое и многих, он остался тем прежним парнишкой из-под горы. Из простой и понятной жизни, где уличная Честь превыше материальных благ, где привыкли верить на Слово, а слово подтверждать Делом. Где иногда ошибаются, но никогда не предают.
А церковь всё стоит у реки… И иртышские мальки-рыбёшки всё так же лёгкими стайками мелькают по отмелям, окружая ноги новых тобольских мальчиков, стоящих по колено в воде – среди неотвратимого движения вперёд и вниз. Или уж вверх – супротив течения.
Дмитрий КАРАСИЕР
Дмитрий АЛФЁРОВ
(фото)