Медиакарта
9:16 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Человек своего времени

Человек своего времени
10:58 | 08 августа 2013

В многовековой истории нашей страны советский колхозно-совхозный строй, как утверждают ученые, всего лишь небольшой эпизод, но в 90-летней истории района, впрочем, как и бывшего Советского Союза, это значительный период, длившийся целых 60 лет – с начала 30-х годов прошлого века. И, естественно, с ним связаны судьбы не одного поколения сельских сельских жителей. Многие с детства до старости жили и трудились в коллективных хозяйствах, отдали работе в них все свои знания, опыт, силу и здоровье.

В числе таких наш земляк, вагаец Николай Константинович Чусовитин. Он, образно говоря, олицетворяет наше крестьянство. Почти вся его биография – это «биография» колхозов и совхозов.

Родился Николай Константинович незадолго до начала коллективизации, 9 мая 1927 года, в д. Ульяновка в крестьянской семье. Его отец, Константин Петрович, пользовался уважением и авторитетом у сельчан. В родной деревне организовал первый колхоз «Майский путь» и стал его председателем. Было трудно. Хозяйству не хватало пашни. Расширяли ее за счет освоения новых земель. И вскоре стали получать урожаи зерновых выше, чем соседи.

У председателя были большие планы по строительству новой жизни. Но в 1937 году был репрессирован, и у него трагически оборвалась жизнь…

Однако семья Чусовитиных осталась в колхозе. Сын, Николай, подрастал. В 1941 году окончил семилетку. После начала Великой Отечественной войны, как и все его сверстники, стал работать, был пастухом, конюхом, выполнял посильные, а порой и непосильные работы, заменяя ушедших на фронт мужчин.

В 1945-м и самого его призвали в армию. Поскольку не был пригоден к строевой службе, то был направлен в Омскую геодезическую партию, в составе которой должен был пройти по маршруту от Тобольска до Сургута, готовить профиля, сооружать деревянные вышки для топографов. Мог бы остаться в том коллективе и продолжать работу, а потом приобрести соответствующую специальность. Но вернулся домой, решив связать свою судьбу с колхозом.

В 1946-1947 годах по направлению колхоза учился в Ялуторовской сельхозшколе, а возвратившись, продолжал трудиться в нем, но уже бухгалтером. С 1950 года Н.К. Чусовитин – главный бухгалтер укрупненного колхоза им. Семакова. На этом посту показал себя грамотным, знающим производство специалистом.

В 1962 году колхозники единодушно избрали Николая Константиновича председателем этого хозяйства. К этому времени он был уже членом КПСС, вступив в нее в 1957 году.

На жизнь, на развитие колхозного производства смотрел уже с государственной точки зрения. Принимал участие в работе партийных органов в районе.

В своем колхозе Николай Константинович большое внимание уделял укреплению дисциплины в коллективе, созданию необходимых условий для труда людей, прислушивался к советам опытных и грамотных работников. Он никогда не отказывался пополнять багаж своих знаний.

Следует сказать, что Н.К. Чусовитин, находясь на посту председателя, заочно окончил Тобольский зооветеринарный техникум. Трижды ездил на курсы повышения квалификации, о чем свидетельствуют дипломы из высших учебных заведений: всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов сельского хозяйства, Тюменского сельхозинститута, Омского сельхозинститута им. С.М. Кирова. Примечательно, что во всех дипломах – только «пятерки»…

Полученные знания, как и опыт и природную смекалку, Н.К. Чусовитин использовал в руководстве колхозом. В претворении всего этого в жизни ему помогали колхозные специалисты – единомышленники, простые работники. Вопросы в растениеводстве практически решал агроном Владимир Васильевич Чусовитин, в животноводстве – зоотехник – специалист Александра Ивановна Бельская. Хорошую помощь оказывал Александр Васильевич Фирсов - механик – самоучка, и многие другие.

В земледелии был взят курс на расширение пашни. Поскольку новых земель, как, например, в степных районах, не было, а отвоевывать участки у тайги было делом дорогим, решили распахивать на полях, лугах, пастбищах низинки – «тарелочки», на которые прежде не обращали внимание. Это дало большую прибавку к посевным площадям.

Для повышения урожайности сельхозкультур также использовали резервы, которые раньше тоже оставляли без особого внимания. В частности, вели вспашку почвы на нужную глубину, а не на 5-7 сантиметров, как иногда допускалось прежде.

Главное, больше пахали зяби. И, конечно же, старались вносить на поля побольше органических удобрений. Благо, навоза при существовавшем беспривязном содержании скота накапливалось немало. А когда появилась колхозная птицеферма, вывозили на некоторые участки и куриный помет, чего не могли делать другие хозяйства района.

В результате в колхозе удалось поднять за пять лет урожайность зерновых с 7 центнеров с гектара до 15 и значительно увеличить валовой сбор зерна.

Одновременно в колхозе им. Семакова под руководством председателя и специалистов модернизировалось животноводство.

К 1966 году были отстроены и оснащены доильными установками «елочка» все молочные фермы. Строились цеха колхозной птицефермы, кстати, единственной в районе.

О внедрении на фермах доильных установок «елочка» следует сказать особо. Их начали устанавливать в колхозе еще до избрания Николая Константиновича на должность председателя, но нужного эффекта они не давали. Но он был убежден, что при беспривязном содержании именно они нужны животноводам. С целью знакомства с их работой побывал в других хозяйствах области. Выяснил все плюсы и минусы новой технологии содержания, кормления и доения коров. Работники ферм стали отрабатывать ее в условиях своего колхоза.

В новых дворах, построенных в форме буквы «Т», осталось беспривязное содержание животных, но появилась так называемая технологическая специализация, при которой в разных боксах находятся четыре группы коров дойного стада: отдельно высоудойные, со средним удоем, недавно растелившиеся и сухостойные.

У каждой группы – свой рацион кормления.

Кстати, семаковцы подали идею выпускать доильные установки «елочка» на 16 мест, а не на 20, к которой прислушались в верхах. Такие установки были выгоднее в эксплуатации.

Опыт работы животноводов в новых условиях освещался в областной газете «Тюменская правда», журнале «Уральские нивы», а ученые Новосибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства выпустили специальную книгу на эту тему. В колхоз за опытом приезжали делегации из других районов.

Новые технологии содержания и доения коров значительно облегчили труд животноводов даже несмотря на то, что нагрузка на них увеличилась.

Например, стадо коров в 200 голов обслуживали 5 доярок, работавших по единому наряду, и два скотника. В итоге продуктивность дойного стада за пять лет в колхозе была значительно увеличена и превысила 2000 килограммов молока от коровы, что, конечно, еще не было пределом, и продолжало расти.

Наращивание производства всех видов продукции в колхозе дало возможность увеличивать ее продажу государству и получать более высокие доходы.

Появление денег на счету хозяйства позволило продолжить работу по укреплению материально-технической базы. Началось строительство различных производственных объектов: дворов, пунктов технического обслуживания техники, а также клубов, магазинов, жилья для колхозников в разных населенных пунктах.

Колхоз им. Семакова являлся передовым не только в районе, но и в области, отмечался наградами. Не остались незамеченными и заслуги руководителей, передовых работников. В 1966 году три человека из коллектива были награждены орденом Ленина, в том числе и Н.К. Чусовитин, два человека – орденом Трудового Красного Знамени, несколько – орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие».

Немудрено, что в 1970 году колхоз им. Семакова был объявлен в районе школой передового опыта. У работников полей и ферм было чему поучиться: показатели почти во всех сферах производства были выше, чем в других хозяйствах.

В 1970 году славная история колхоза им. Семакова закончилась, началась история совхоза «Большевик», созданного на его базе. Но не закончилась биография Николая Константиновича Чусовитина как руководителя, потому что он был назначен директором нового хозяйства, которое возглавлял до 1980 года. Он по прежнему выводил его в передовые.

Еще в 1971 году за заслуги получил свой второй орден – орден Октябрьской революции.

Вообще же среди наград у него были медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран труда», многочисленные отличительные знаки, почетные грамоты и другие.

Он неоднократно избирался депутатом советов разных уровней, а как коммунист – членом бюро РК КПСС…

С должности директора совхоза «Большевик» Н.К. был переведен на должность начальника райсельхозуправления и одновременно являлся первым заместителем председателя райисполкома. С 1986 года он – председатель плановой комиссии и заместитель председателя райисполкома. В 1987 году ушел на заслуженный отдых.

Уже восемь лет нет на этом свете Н. К. Чусовитина. Но я помню его возмущение и негодование по поводу разрушения в начале реформ того, что десятилетиями строили и создавали крестьяне в селе, – колхозов и совхозов. Он сильно переживал, когда видел зарастающие лесом и кустарником поля, уничтожаемые постройки, пустые скотные дворы… Он полагал, что жизнь в селе будет невозможна без всего этого…

А ведь, казалось бы, Николай Константинович должен был ненавидеть тот строй и ту власть, при которой трагически погиб его отец. Но он, можно сказать, принял эстафету из его рук Как и его родитель, стал руководителем колхоза, совхоза. Более того, он для работы в сельском хозяйстве подготовил двух своих сыновей – Николая и Владимира. Они, окончив Тюменский сельхозинститут, стали агрономами, А Николай уже в 23 года возглавлял касьяновский совхоз «Смена» и руководил им более десяти лет. Позднее, как и его отец, работал начальником райсельхозуправления. И только экономические реформы в стране вынудили его изменить первоначальному выбору.

Вот такова хроника жизни династии Чусовитиных, а также хроника добрых дел, совершенных ее представителями.

Кстати, работая над этой статьей, я все время помнил, что на полке моего книжного шкафа стоит книга одного из современных ученых – исследователей эпохи (или эпизода) коллективизации, которая тоже называется «хроника, а точнее - «Хроника колхозного рабства». В ней приведены сотни негативных примеров того периода.

И ни одного положительного, то есть нет и строчки в защиту колхозов, даже их роли в годы Великой Отечественной войны, когда они кормили фронты и промышленные города, инвалидов и детей – сирот…

Интересно то, что ни один из приведенных фактов в этом исследовании нельзя опровергнуть – все было! И репрессии в форме расстрелов, ссылок, ущемления прав и свобод сельских жителей и, конечно же, работа на износ, похожая на рабство.

Но ведь были и другие факты, похожие на те, что я привел выше, о конкретном коллективном хозяйстве, конкретном человеке. И их тоже нельзя опровергнуть. Как быть? Думаю, мы должны принять все это так, как сложилось. Как и всю нашу противоречивую историю.

Одно лишь хочу заметить: уже слишком сильно старались в работе «рабы». Уже не для того ли, чтобы только получить высокие государственные награды? Полагаю, что все-таки нет. Они трудились на совесть.

Яков Чистяков, член Союза журналистов России

Фото из семейного архива