Медиакарта
18:35 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Огненная дуга

Огненная дуга
09:30 | 23 августа 2013

Есть на русской земле три поля воинской славы: Куликово, Бородинское и Прохоровское. Эти поля стали величественными мемориалами истории, оставленными в памяти векам и поколениям.

70 лет назад на Прохоровском поле разыгралось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны – Курская битва. Огненной дугой называют территорию, где произошло беспримерное в истории войны танковое сражение. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше трех тысяч танков, более 19 тысяч единиц орудий и миномётов, более двух тысяч самолётов и около 1,3 миллиона человек. Очевидцы того, что происходило на Прохоровском поле, сравнивают это с адом: небо померкло от самолётов, поле стало чёрным от танков, грохот артиллерийской канонады, взрывы, огонь. Гитлеровское командование пыталось любой ценой взять реванш за Сталинград, добиться перелома в ходе войны, захватить утраченную инициативу. Фашисты рассчитывали окружить советские войска, открыть путь на Москву. Операцию эту, получившую кодовое название «Цитадель», гитлеровские генералы готовили тщательно и были уверены в успехе, однако советские воины, сражавшиеся на огненных рубежах Курской дуги, не только мужественно встретили удар, но и заставили оголтелого врага повернуть назад. После этого сражения советские войска вели только наступательные операции.

Тысячи советских воинов в смертельной схватке проявили невиданное мужество и героизм. Среди героев битвы были и представили Вагайского района: И.К. Григорьев, С.Г. Доронин, Н.П.Козлов, А. А. Молодин, В.А. Одинцов,М.С. Молодина,Н.В. Перковский,И.А. Мингалёв,А.П. Молов, А.Е. Южаков, Д.И. Быков, И.Б. Хучашев,И.Х. Насибулин, П.В. Кургалиев, Г.А. Федоров, М.Г. Тарасов, А.К. Чусовитин, А.Ф. Шарапов, Ф.Е. Южаков, А.П. Сергеев, Ч.С. Сайдуллин, Ш.Р.Рамазанов, Д.А. Надеин, А.Б. Хабибуллин, Н.Н. Бельский, И.Я. Волков, А.М. Канаев,А.С. Сычёв, Н.А. Арканов, А.А. Шевелёва, А.Я. Шевелёв.

В их воспоминаниях нет вымысла – что было, то было. Все, что они рассказывали, видели и переживали сами.

Николай Алексеевич Арканов: «В ночь на пятое июля на подступах к Прохоровке полк занял боевые позиции и был готов к отражению атак противника. Рано утром с нашей стороны началась артподготовка и вскоре бой. Стоял сплошной гул, душераздирающий свист, взрывы снарядов. Погода была очень жаркая. И от полыхающего повсюду огня воздух раскалился до невозможности, казалось, что стонала и горела сама земля.

В бою с немецкими танками была задействована наша противотанковая артиллерия, непрерывно работал «Максим», а где позволяли условия, применяли противотанковые гранаты. В результате немецкую пехоту огнем пулеметов и других видов стрелкового оружия мы сумели отсечь от танков и уложить на землю. Но бой продолжался с переменным успехом до тех пор, пока немецкая группировка была полностью не разгромлена.

На Орловско-Курском направлении в кромешном аду и пекле начиналась моя служба на переднем крае. Здесь я понял, что такое война. Впервые увидел огромное количество убитых солдат и офицеров, груды подбитых танков и другой техники с обеих сторон. Но я, слава Богу, остался жив. Впереди еще было много боев, подобных этим. Но эти, первые, мне снятся до сих пор». (Из книги «Памятные дни войны», 2005 г.).

Александр Петрович Сергеев: «…Училище подняли по тревоге. Нас переодели в новое обмундирование. Мы спешно заменяли курсантские погоны на солдатские. Всем объявили: «Едем на фронт». Командир нашего взвода ст.лейтенант Червяков попросил меня остаться в училище, окончить курс и получить звание офицера. Я отказался. Не хотелось расставаться с товарищами, да и на фронт хотелось. Ведь молодой!

И вот мы на эшелоне. Через несколько дней нас высадили в районе небольшого городка Обоянь. Это неподалеку от станции Прохоровка. Нам объяснили – это Воронежский фронт (позднее он станет 1-м Украинским). Нас быстро распределили. Все мы, вагайцы, как держались вместе, так и при распределении попали в один батальон – в мотострелковый – пулеметный, 99 танковой бригады, 40-й армии.

При комплектовании рот, взводов все вагайцы старались держаться вместе. Понимали, в бою лучше, когда рядом твой друг или товарищ. Мы успели договориться, что в случае чего никогда не оставим друг друга на поле боя.

Итак, я оказался в одной роте с Фёдором Бабиковым, Василием Голошубиным, Иваном Тунгусовым, Афанасием Середкиным, Александром Коротаевым. Нам выдали автоматы. Мне вручили ППШ за номером 3236. Затем распределили по «тридцатьчетверкам». И вот мы на передовой…

Нам объяснили, что обстановка здесь такова: острие немецкого клина было направлено в сторону Воронежского и Центрального фронтов. Ударной силой здесь были две танковые дивизии: «Мертвая голова» и «Великая Германия». И вот вместе с другими частями на нашу долю выпало сдержать этот броневой таран…

С тех пор прошло более полувека. А перед глазами все чаще стоят подробности той битвы. Нет-нет да снятся события тех дней. Много всякого пришлось повидать. Здесь мы получили боевое крещение. Сразу попали в многодневные бои. От непрерывного адского грохота раскалывалась голова, в воздухе то и дело зависали «мессеры». Они сотнями сбрасывали на наши головы бомбы. Танки наши вихрем вылетали из своих засад и обрушивались на врага. Порой они сходились на короткую дистанцию и вертелись, норовя поразить друг друга в борт либо с тыла. То там, то здесь шли на таран. Многотонные стальные машины сталкивались со страшным грохотом. От взрывов с танков слетали тяжелые башни, рвались и распластывались по полю гусеницы. К небу вздымались десятки густых столбов дыма… Стояла жара. Черная завеса дыма, пыли заслоняла солнце техникой и трупами убитых…

В первых же боях погибли мои односельчане Федор Бабиков и Василий Голошубин. Тяжело был ранен Иван Тунгусов. Чуть позднее выбыл в госпиталь Афанасий Середкин, на поле боя которому я оказывал первую помощь.

Судьба подарила мне счастье остаться в живых. От Курской дуги я прошёл с боями сотни километров по левобережной Украине. Участвовал в освобождении Харькова и многих сел и городов Украины». (Из книги «Страницы истории», 1999 г.).

На месте Курской битвы создан государственный военно-исторический музей заповедник «Прохоровское поле». Центром памятника Победы является белокаменная Звонница, которая каждые 20 минут колокольным звоном напоминает о победе в Курском сражении.

Свои святыни есть у каждого народа, они как нескудеющие источники не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его светлое будущее. Стелются ли тучи над Куликовым полем, тянется ли журавлиный клин над перелесками Бородина, плывёт ли колокольный звон над Монументом Победы на Прохоровском поле – укрепляется и продолжается цепь народного подвига вплоть до наших дней.

Вера СЫРЧИНА, председатель комиссии по патриотическому воспитанию районного совета ветеранов