Медиакарта
1:23 | 28 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ответственность, сотрудничество, компетентность

Ответственность, сотрудничество, компетентность
11:01 | 17 сентября 2013

29 августа в актовом зале Вагайской средней школы завершилась конференция педагогических работников района. Как районная газета сообщала ранее, длилась она десять дней.

Тема, вынесенная на обсуждения большого собрания, - «Социальный ресурс образования: ответственность, сотрудничество, компетентность».

В ее работе участвовали директора школ, их заместители, председатели первичных профсоюзных организаций, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, руководители ведомств и служб района, так или иначе причастных к проблемам воспитания молодежи.

В пленарном заседании приняла участие замглавы района М.Ф. Язовских.

В ходе форума его участники обсудили проблемы дальнейшего совершенствования системы образования в свете требований «Закона об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября нынешнего года, подвели итоги прошедших методических дней.

«Сегодня наша конференция является не только торжественным праздником педагогического коллектива района, но и местом обсуждения основных направлений для реализации нового закона об образовании, государственных образовательных стандартов, «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года», - сказал начальник управления образования П.Г. Гонцул, выступивший на конференции с основным докладом.

В какой бы форме и по какой бы теме ни проводилась конференция, естественно, важной ее частью будет подведение итогов прошедшего учебного года и определение задач на год предстоящий.

Анализируя профессиональный уровень и качественный состав педагогических кадров, начальник управления образования привел цитату из «Национальной стратегии…»: «Нужны педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

Из 323 педагогических работников 63% (202 чел.) имеют высшее образование, 91% (249 чел.) – квалификационные категории. Только в прошлом учебном году 42 педагога аттестованы по высшей и первой квалификационным категориям, 38% педагогов, в том числе руководители школ, прошли переподготовку с целью повышения своей квалификации. Этому способствовало и расширение базы для повышения профессиональной компетентности учительства: теперь курсы, обучение, переподготовку можно пройти не только в институте развития регионального образования, но и в педагогической академии г. Тобольска, и дистанционно.

«Педагогические кадры в районе в основном опытные, грамотные, высокопрофессиональные, - сказал Петр Георгиевич , - но обновление содержания образования, использование современных педагогических технологий со всей очевидностью требуют настойчивой работы от каждого по поиску оптимальных путей овладения ими».

Докладчик обратил особое внимание участников форума на необходимость перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей. В частности, на ст. 15 Закона, предписывающую обеспечить возможность освоения школьниками образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе образовательных учреждений, учреждений культуры, медицины, спорта и т.д., одним словом, на так называемую сетевую форму реализации образовательных программ.

В процессе своего анализа Петр Георгиевич упомянул и о проводимой в районе работе по повышению социального статуса учителя. Это и районный конкурс «Педагог года», в котором в прошлом учебном году участвовало 6 человек (Вагайская, Тукузская, Дубровинская, Карагайская, Аксурская школы и Вагайский детсад «Родничок»), и моральное и материальное стимулирование труда. По итогам работы в прошлом учебном году было поощрено 37 человек, в том числе 9 из них были удостоены наград министерского ранга, 13 – областного.

Упомянул докладчик и о «звездах первой величины»: Наталье Анатольевне Балыковой (Вагайская школа), блестяще выступившей в районном конкурсе «Учитель года» и весьма успешно – в областном, Венере Наиловне Ибуковой (Тукузская школа), защищавшей честь школы, района и области уже в конкурсе всероссийского масштаба.

Не обошел вниманием докладчик и проблему, присущую вообще всей системе образования, проблему старения педагогических и руководящих кадров просвещения, решение которой зависит от многих факторов: жилья, условий соцкультбыта и др. Благо, одна из них в прошлом году с повестки дня снята – заработная плата учителей существенно возросла, сказал докладчик.

Анализируя блок проблем, связанный с поиском и поддержкой талантливых детей, Петр Георгиевич обратил внимание на положительную динамику изменения количества детей, принимавших участие в истекшем учебном году в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Если таковых в 2011-2012 учебном году было 37% от общего числа школьников 7-11 классов, то в истекшем – 45%. С удовлетворением назвал докладчик и школы, воспитанники которых качество полученных знаний успешно демонстрируют на них: Карагайская, Шестовская, Комсомольская. «Систему формирования, раскрытия и стимулирования не только талантливых школьников, но и каждого ребенка, в образовательном учреждении необходимо настоятельно поддерживать», - подытожил докладчик.

«В 2012-2013 учебном году усилия сотрудников управления образования, руководителей образовательных учреждений были направлены на формирование благоприятных усилий для развития системы воспитательной работы, реализации программ воспитания в школах для того, чтобы обеспечить деятельность детей и подростков», - сказал П.Г. Гонцул, анализируя уровень постановки этой работы в школах района.

В качестве доказательства более или менее успешной реализации этой задачи докладчик назвал и количество занимающихся в общеразвивающих кружках и секциях по программе дополнительного образования, таковых 2054 школьника (77,8 %).

Пристальное внимание в докладе начальника управления образования уделено, пожалуй, самому главному – обеспечению здоровья детей. «Учитывая, что дети в школе проводят значительную часть дня, роль школы в сохранении и укреплении здоровья детей переоценить трудно», - подчеркнул докладчик.

В числе мер, предпринимаемых педагогами школ района для решения этой задачи, он назвал просветительскую работу среди ребят и их родителей, ставшими традиционными физминутки, уроки физической культуры, соревнования, дни здоровья, организацию горячего питания.

Детальному анализу была подвергнута организация летней оздоровительной кампании.

При 23 лагерях, открытых при средних и основных школах, отдохнули 1767 детей. Временно трудоустроились 200 школьников. Экскурсии, выращивание овощей для школьной столовой, тимуровская помощь ветеранам, озеленение и благоустройство школьного двора – все это находилось в поле зрения воспитателей и воспитанников лагерей.

«В текущем году существенно улучшилась материальная база учреждений образования. Приведены в нормативное состояние здание Зареченского детского сада, здание начальных классов и второй этаж Шишкинской школы, что бюджету обошлось в 17 млн 800 тыс. рублей, приобретены автобусы для Казанской и Бегишевской школ на общую сумму 3 млн 210 тыс. рублей. Пущены в эксплуатацию Юрминская и Первомайская школы», - сказал докладчик.

Выступление заведующей районным методическим кабинетом Т.П. Копотиловой было ориентировано на выполнение нового закона об образовании и требований федерального государственного стандарта.

Поскольку этот закон предполагает использование в образовательном процессе ресурсы окружающей среды, консолидацию социальных институтов и учреждений системы образования, а учителя в этой работе должны сыграть решающую роль, Татьяна Прокопьевна рассказала о задачах по формированию нового формата отношений внутри коллектива и консолидации педагогов для создания комфортных условий развития каждого ребенка.

Её выступление дополнили М.В. Каштанова, методист РМК, Ж.Г. Бешенцева, заместитель директора по УВР Иртышской школы, Н.Н. Байбикова, заместитель директора Казанской школы, и Т.В. Сотникова, заместитель директора Шестовской школы.

Вторая половина дня была посвящена праздничной программе «Время выбрало нас зажигать души – свечи», в ходе которой чествовали молодых специалистов, прибывших на работу в школы нашего района. Вагайский район предпочли пять выпускников педагогических учебных заведений области. К августовской конференции приурочили и награждение учителей, добившихся в своей профессиональной деятельности значимых успехов.

Грамотой Минобразования и науки награждены Мадина Курмановна Юсупова, учитель начальных классов Дубровинской школы; Венера Наиловна Ибукова, учитель родного языка Тукузской школы; Надежда Владимировна Карелина, заместитель директора по УВР Вагайской школы; Елена Анатольевна Лазарева, заместитель директора по УВР Зареченской специальной школы – интерната; Гульнара Абдулхатимовна Мурзина, учитель начальных классов Карагайской школы; Галина Андреевна Половникова, учитель русского языка и литературы Комсомольской школы. Ряд учителей, кроме того, наградили Почетной грамотой департамента образования и науки, главы администрации района, управления образования.

Во второй половине дня конференция свою работу завершила.

Ишмухамет Гайсин