С 01 января 2009 года вступил в силу Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н (далее – Порядок 98н).
В отделе № 22 Управления Федерального казначейства по Тюменской области обслуживается 18 федеральных казенных учреждений, по которым сумма доведенных лимитов бюджетных обязательств в 2013 году составила более 2 млрд. руб.
Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета является одной из основных задач Управления Федерального казначейства по Тюменской области, решению которой способствует учет бюджетных обязательств как процесс предшествующий кассовым выплатам.
Внедрение положений Порядка 98н осуществлялось органами Федерального казначейства поэтапно по мере вступления отдельных его положений в законную силу.
Так, на первом этапе учет бюджетных обязательств осуществлялся по «упрощенной схеме» на основании принятых к исполнению документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.
С 01 июля 2012 года постановка на учет бюджетных обязательств осуществляется на основании представленного в территориальные органы Федерального казначейства «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» (далее — Сведения об обязательстве), оформленного клиентом после заключения государственного контракта, иного договора. «Контрактная схема» наладила постоянный и действенный контроль за процессом принятия бюджетных обязательств.
На примере отдела № 22: с 01.01.2013 по 30.09.2013 поставлено на учет 1523 бюджетных обязательства на сумму 390,2 млн. руб.
На стадии приема Сведений об обязательстве в соответствии с требованиями Порядка 98н проводятся процедуры проверки информации, указанной в Сведениях об обязательстве документу-основанию, информации, содержащейся в Сведениях об обязательстве о государственном контракте, размещенным в реестре контрактов, в результате которой возвращено без исполнения 1023 Сведения об обязательстве на сумму 315,8 млн. руб. В этом случае получатели бюджетных средств осуществляют работу по приведению в соответствие действующему законодательству государственных контрактов, а также актуализации информации, размещаемой в Интернете на Официальном сайте Российской Федерации http//:www.zakupki.gov.ru.
При постановке на учет Сведений об обязательстве проводится проверка на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета сумме неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств. За 9 месяцев 2013 года отделом № 22 выявлено 416 случаев превышения неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, информация о которых доведена до получателя бюджетных средств и распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, в виде уведомления. Данное положение порядка дает возможность своевременно выявить причины отражения на лицевом счете сумм бюджетных обязательств сверх реального финансового состояния и принять меры по их устранению.
Такими причинами является как недостаточность выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг, вследствие повышения тарифов, так и непредставление необходимых изменений клиентами в ранее учтенные бюджетные обязательства по уменьшению суммы. В связи с тем, что превышение суммы бюджетного обязательства над суммой неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств на 01 октября 2013 года составляет 4,9 млн. руб., до конца 2013 года получатели бюджетных средств совместно с отделом должны провести большую работу по устранению вышеуказанных причин.
Проводимый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, а также действенным механизмом управления финансовыми потоками бюджетных средств.
Отдела № 22 Управления Федерального казначейства
по Тюменской области