В связи с введением новых образовательных стандартов в работе детских садов произойдут преобразования. О данных изменениях мы попросили рассказать методиста районного отдела образования Е.М. Барабанщикову.
Говоря о грядущих преобразованиях, Елена Михайловна отметила, что самым главным является то, что отныне дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Нововведение закрепит не только преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей, но и определит ответственность лиц, обязанных исполнять принятый закон.
– С введением Федерального государственного образовательного стандарта будут предъявлены требования к результатам дошкольного образования, – говорит специалист. – Это не предполагает итоговой оценки знаний ребёнка, ставка будет сделана на развитие его личности, индивидуальности. Задача детского сада заключается в том, чтобы воспитать в детях желание учиться, помочь им безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика. Обучение дошколят по новому стандарту будет проходить в игровой форме, что, в общем-то, для детских садов не ново. Игра должна стать частью жизни ребёнка, в которой он сможет «примерить» на себя разные роли, а также общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, развивать речь, память, эмоции, воображение...
1 января 2014 года образовательные стандарты вступили в силу, но это не означает, что детские сады с этого времени начали работать по-новому. Для реализации нововведения необходима большая предварительная подготовка: кадровая, материально-техническая, финансовая.
– Работа по внедрению образовательных стандартов в районе начата, – продолжает Елена Михайловна. – Прошло первое заседание Координационного совета, на котором ознакомились с приказом и разработанным планом. В образовательных учреждениях района состоялись мероприятия, где главной темой для обсуждения стала реализация новых стандартов. Кроме того, в них ведётся активная просветительская работа среди родителей.
Ныне на территории определена пилотная площадка, которой стал детский сад «Сказка». В новом учебном году дошкольное учреждение примет непосредственное участие в апробации нововведения. По словам методиста, возможности для реализации стандарта комплексно у детсада, к сожалению, пока нет. Это можно будет сделать только после создания всех требуемых условий. Сегодня задача коллектива «Сказки» – выбрать для себя одно из приоритетных направлений работы с детьми. Их пять: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое.
Новые стандарты предусматривают определённые требования к образованию воспитателей. Е.М. Барабанщикова прокомментировала, что педагоги дошкольных учреждений обязаны будут пройти курсовую переподготовку, включающую в себя семинары, выездные курсы, а также мини-стажировки.
– В последние годы практико-ориентированная подготовка воспитателей всегда была в приоритете. Сейчас она усилится ещё, – сказала Елена Михайловна.
В сентябре детский сад «Сказка» в пилотном режиме начнёт работать по новому образовательному стандарту. О грядущих преобразованиях мы попросили рассказать заведующую дошкольным учреждением С.И. Боярских. По словам Светланы Иосифовны, в детском саду прошёл педагогический совет, где состоялось подробное ознакомление воспитателей с новыми образовательными стандартами, обсуждение плана на будущее.
– В качестве приоритетного направления решили выбрать физическое развитие. Для реализации намеченного у нас есть все необходимые условия. Обеспеченность спортивным инвентарём, оборудованием в дошкольном учреждении хорошая. В этом году мы снова пополнили материальную базу. В настоящее время педагогический коллектив занимается разработкой программы в соответствии с требованиями стандарта, – сказала руководитель.
С введением новшества образовательное учреждение должно расширить спектр предлагаемых родителям и детям услуг. Ныне в детском саду работают группы полного дня, интегрированного кратковременного пребывания, консультативный пункт. В будущем в дошкольном учреждении начнёт действовать группа выходного дня. В субботу в течение двух часов с детьми будет заниматься воспитатель, а у родителей появится возможность проконсультироваться со специалистом по вопросам воспитания детей.
Будучи в детском саду, мы не могли не поинтересоваться мнением воспитателей. Ведь именно им предстоит на практике узнать, что значит работать по-новому. Педагог с многолетним стажем Т.А. Алфёрова поделилась:
– Ожидаю, что нововведение обеспечит дошкольному образованию более внимательное отношение на всех уровнях, признание его значимости, весомости. Работа по новым стандартам предполагает построение образовательной деятельности в игровой форме. Для воспитателей это не новшество, и мы готовы к переменам. Главная миссия детского сада всегда заключалась в том, чтобы наполнить жизнь малышей позитивом, а игра в данном случае является лучшим средством. Не сомневаюсь, что построенный в нестандартной форме образовательный процесс детям будет интересен. Воспитателям же на первых порах, безусловно, работать будет сложнее. Мы готовы к тому, чтобы учиться: посещать семинары, курсы повышения квалификации и другие образовательные мероприятия.
Новый стандарт ждут не только работники системы дошкольного образования, но и учителя, родители. Нужно отметить, что у каждого свои надежды и ожидания. Для учителей важно не столько умение малыша читать, писать и считать, сколько наличие у него желания учиться.
– Хотелось бы, чтобы первоклассники приходили в школу подготовленными: с развитой речью, памятью, воображением, умеющие слушать и слышать взрослого, понимать предложенную задачу и находить разные пути её решения, – поделилась мнением учитель начальных классов Аромашевской средней школы Л.В. Ражева.
Большинство опрошенных родителей ответили, что о новых образовательных стандартах в дошкольном образовании слышали, но подробной информацией о новшестве не владеют. Для мам и пап самым главным является то, чтобы их чаду в детском саду жилось комфортно и интересно. А тот факт, что обучение детей теперь будет построено только на основе игр, нисколько не настораживает. Родители считают, что это, наоборот, облегчит освоение знаний. Ведь когда ещё играть, если не в детстве.
Фото: Сергей СТЕПАНЮК