Медиакарта
12:51 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«До» и «После» Сергея Овсянникова

«До» и «После» Сергея Овсянникова
11:28 | 05 февраля 2014

Случай. Он может поменять многое, иногда – все. Минута, секунда, момент и… Ты – уже не ты. Ты – другой. Во всяком случае, не такой, каким был раньше. Так случилось в жизни очередного героя нашего проекта – Сергея Овсянникова.

Сергей родился и вырос в Вагае. После окончания школы поехал в Омск, там работал водителем трамвая. Спустя некоторое время решил вернуться на малую родину. Здесь устроился в районные электрические сети электромонтёром, поступил на заочное обучение в Ялуторовское училище. Работа ему нравилась, учился с удовольствием. Как и все, строил большие планы на будущее. И, безусловно, все бы получилось у способного юноши, если бы не случай.

В июле 1995-го он, еще совсем молодой парень в возрасте 22 лет, но уже достаточно опытный электрик со стажем 2,5 года, отправился в рабочую командировку в село Черное. В то время, по словам Сергея, чтобы выполнить план и получить премию, часто приходилось нарушать технику безопасности. Люди шли на это осознанно, зная, чем это может обернуться. В основном, «проносило» и все проходило хорошо. Но тот день стал исключением.

В селе Черном построили новую линию электропередач, задачей бригады было демонтировать старую. По нелепой случайности подпиленная бригадиром опора пошла не в ту сторону и начала падать прямо на монтеров. Напарник Сергея успел отскочить. Последнее, что помнит наш герой: надрывное «берегись» своего коллеги. Дальше – пустота, и о развитии событий можно рассказать лишь со слов свидетелей происшествия. Увесистая опора угодила прямо в Сергея. Пострадавшего сразу повезли в больницу, где ему вкололи сильное лекарство, иначе парень мог скончаться от болевого шока. На «скорой» Сергея перевезли в больницу. Диагноз: черепно-мозговая травма и перелом позвоночника. Начальство предприятия договорилось о транспортировке больного в госпитали Москвы или Санкт-Петербурга. Но врачи не разрешали, нужно было, чтобы пострадавший восстановил организм после сильнейшего стресса, хоть немного окреп, в противном случае Сергей мог просто не добраться до места.

Через десять дней врачи разрешили перевозку пациента, и Сергея на санавиации доставили в Екатеринбург. Там он провёл два месяца: череда анализов, консилиумы врачей, три операции… И, как итог, неутешительный прогноз – он никогда не будет ходить, полный разрыв спинного мозга…

Сейчас, по прошествии многих лет, Сергей рассказывает все это спокойно, без лишних эмоций, вспоминает, что сначала даже не осознавал всю серьезность ситуации: «В Вагае я спросил у врача, когда я встану на ноги, тот ответил, что месяца через четыре. Я еще подумал, что не успею подготовиться и сдать сессию, ведь до нее оставалось всего полтора месяца… Осознание пришло дома. Когда я вдруг понял, что все, прежней жизни уже не будет, я никогда не буду ходить – вот это по-настоящему тяжело».

Справиться с ситуацией помогали в первую очередь родители, родные, друзья, многочисленные знакомые… Последние, кстати, рассказали про мужчину из Супры, который с помощью тренировок смог встать на ноги. Сергей с ним связался, тот ему рассказал о методике, объяснил, какие для этого нужны тренажеры. По его рассказам Сергей смоделировал схемы, чертежи, по которым на прежней работе сварили эти нехитрые приспособления.

Сергей усиленно занимался на них каждый день, но травма была слишком тяжелой, он так и не смог встать на ноги. Но кое-какие навыки все-таки наработал: научился передвигаться на коленках, управлению коляской дома.

В 1997 году Сергею предложили съездить в Тюмень на сборы по реабилитации и социализации инвалидов. Это поездка многое изменила в его жизни. Там учили принимать и понимать новую действительность: было много лекций, тренингов, практических занятий. Были и психологические уроки, и практические занятия, где учили управлять коляской, самообслуживанию. После той поездки Сергей достаточно хорошо научился владеть коляской. Кроме того, приобрел много нужных знакомств и телефонов, которые в дальнейшем ему пригодились.

Активные занятия спортом начались в 2000 году. Именно тогда Сергей начал ездить на соревнования, и уже с первой поездки – призовое место. Кстати, «впустую» он съездил только раз, и то по случайности. Мой герой привык сам совершенствовать коляски. Те, что выдают, обычно одни из самых дешевых, на дорогую коляску личных средств нет, поэтому Сергей «подстраивает» их под себя. Вот однажды перед соревнованиями и перестарался, и его сооружение не оправдало надежд. Но, повторюсь, это было лишь однажды. Бывало, что привозил с областной спартакиады по четыре медали! В его копилке множество наград за достижения в различных видах спорта: легкой атлетике, гонках на коляске, толкании ядра, дартсе, двоеборье, ачери-биатлоне… И это при том, что здесь практически нет базы для тренировок. Подготовка идет уже на месте.

Вместе перебираем медали, пролистываем увесистую папку, где хранятся грамоты и благодарственные письма, Сергей комментирует: «Покупая папку, решил, что, когда кончатся в ней файлы, я завяжу со спортом. Так и вышло, даже несколько штук еще не вошло. С этого года я решил больше не ездить на соревнования. Во-первых, возраст. Во-вторых, я уже показал все, на что способен. Хотя я бы еще попробовал себя в ачери-биатлоне, но в Вагае нет базы для тренировок. Уже который год обещают приобрести нам лук, и все впустую. Просить еще – больше не хочу, а ехать с надеждой на «авось» все-таки несерьезно». «Не будете скучать по соревнованиям? Чем заполните пустеющую нишу? – продолжаю я разговор. «Для скуки времени не будет. Соревнования приходятся на лето, а в это время у меня обычно ремонт. В течение года я откладываю деньги, сам закупаю стройматериалы, а летом нанимаю бригаду, и мы вместе приводим родительский дом в порядок. Действую постепенно, так как выполнить все запланированное разом не хватает средств, так что ремонт у меня расписан на годы вперед. Хочу полностью обновить жилье для нас с мамой. Кроме того, каждый год я езжу в санаторий – а это 42 дня, половина лета».

Санатории – это тема отдельного разговора. За долгие годы Сергей поездил в разные места, был в Самаре, Пятигорске, теперь вот дают путевки только в Тараскуль. Но больше всего ему запомнился санаторий в Крыму, в городе Саки. Как говорит Сергей, его еще называют городом спинальников. В курортный период 80% его обитателей – это инвалиды. Да и в остальное время людей с ограниченными возможностями там достаточно много. Вот там никаких проблем с передвижением по улице и попаданием в помещение нет, все сделано для комфортной жизнедеятельности колясочников.

«К этому надо стремиться, - считает Сергей. – Хотя в последнее время правительство обращает на нас внимание, и это чувствуется. Появилось много пандусов, кнопок вызова… Хотя последнее, я считаю, - это полумера. Не всегда на том конце будет сидеть человек и выйдет на помощь. Возможно, кнопка будет сломана, а инвалид даже не узнает об этом и будет ждать. Да и пандусы не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к ним. Везде есть какие-то «но». К примеру, в школе есть удобный пандус, но омрачает отсутствие подъемника на этажи. На встрече выпускников мои одноклассники несли меня на руках на четвертый этаж в актовый зал. Впечатление от хорошего входа на спорткомплекс портит калитка с перегородкой, которую невозможно пройти самостоятельно, если ворота закрыты. Неплохо оборудован для колясочников Дворец культуры, там даже лифт для нас предусмотрен. Не хватает мне как водителю места для парковки. Невозможно найти свободное место ни возле больницы, ни возле администрации... Знаков «Стоянка для инвалидов» в Вагае очень мало. По-моему, три или четыре. Было бы неплохо, если бы они появились возле социально-значимых объектов. Я всегда говорю, когда меня что-то не устраивает, надеюсь, что когда-нибудь услышат».

В разговоре Сергей упомянул, что у колясочников есть такое понятие: жизнь «до» и «после». И, безусловно, «после» жизнь становится другой, меняются характер и привычки. Многие не выдерживают этого контраста: впадают в депрессию, начинают пить. Тут главное - найти в себе силы жить дальше, оставаться самим собой, не сидеть на месте, доказать самому себе, что ты многое можешь. Сергей Овсянников смог. И этим он вызывает мое уважение.

Людмила БАБИКОВА

Фото Веры Лаврентьевой