Медиакарта
3:34 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспитать человека и гражданина

Воспитать человека и гражданина
10:58 | 12 февраля 2014

Зареченская средняя школа, участвуя в 2008 году в конкурсном отборе лучших образовательных учреждений России, внедряющих инновационные технологии, удостоена президентского гранта в 1 млн рублей.

Три учителя (А.Б. Бесчастных, М.Р. Ниязова, Р.А. Аликова), достигшие высокого качества результатов обучения, удостоены премии губернатора области в сумме 100 тыс. рублей каждая.

50% учителей аттестованы по высшей квалификационной категории. Трое из них (Т.Ю. Матаева, Л.Н. Ниязова, Р.А. Аликова) удостоены звания «Почетный работник общего образования РФ».

Школа стремится участвовать во всевозможных смотрах и форумах, авторитетно заявляя о себе. Педколлектив сумел привлечь к решению проблем своего учреждения общественное внимание. Успешный опыт нововведений получил в этой школе постоянную прописку.

Школу возглавляет Раиса Андреевна Аликова. В сложные 90-е годы ее опыт воспитания своих подопечных, в основу которого были положены идеи ученого-педагога Н.Е. Шуркиной – истина, добро, красота, получил общественное признание и был обобщен с целью его распространения среди коллег.

Столь быстрыми темпами осуществляемое реформирование образования предполагает и реформу нашего профессионального сознания, особенно в определении направлений, форм, средств и приемов воспитания подрастающего поколения.

О том, как педагогический коллектив работает над формированием гражданских качеств у своих школьников, рассказала директор школы Р.А. Аликова.

– Раиса Андреевна, расскажите о системе работы вашей школы по воспитанию «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой жить в высокотехнологичном мире», как требует Президент РФ.

– Система воспитательной работы в каждой школе своя. Она вырабатывается годами. В связи с изменениями, происходящими в обществе, принимаемыми новыми законодательными и нормативными правовыми актами, она может меняться, обновляться. Но лучшее, значимое в этой системе мы стараемся сохранить. Ориентиром в достижении поставленных целей воспитания являются разработанные нами модели выпускника начальной, базовой, полной школы, дающие отправные точки для диагностики и рассчитанные на то, чтобы в конечном счете из стен нашей школы выпустить личность творчески развитую, социально ориентированную и способную к самореализации.

Порядочность, патриотизм прививаем детям как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внедрение стандартов второго поколения предъявляет новые требования к воспитывающей функции урока. Стараемся научить ребенка планировать свою деятельность, ставить цель, определять алгоритм выполнения работы.

Любовь к родному краю, к Родине, чувство гордости за свою страну, народ прививаем через тематические классные часы, встречи с ветеранами войны и труда. Мы участвуем во всероссийском проекте «Имя Победы», знакомимся с биографией великих полководцев России. Дети самостоятельно ищут информацию в книгах, справочниках, в сети интернет.

– Вам довелось работать в советское время. Мы помним систему воспитательной работы того времени. В чем её отличие от нынешней, принятой в Зареченской школе?

– В советское время было понятно, что и как нужно воспитывать. Эффективно действовали пионерская и комсомольская организации. В достижениях того периода, освоении труднодоступных территорий Севера нашей области, строительстве мощного нефтегазового комплекса, ознаменовавших экономическую мощь и благополучие нашей страны, есть солидный вклад учителей, классных руководителей, организаторов пионерских и комсомольских дел, прививавших детям трудолюбие, чувство ответственности, патриотизма.

В 90-е годы ценностные ориентиры были утеряны, а потому пышным букетом расцвели алкоголизм, наркомания, негативное отношение ко всему тому, что составляло нравственную основу общества.

Ориентиром в деятельности наших классных руководителей в настоящее время являются планируемые результаты стандартов второго поколения: личностные, метапредметные и предметные. Поэтому воспитательную работу в школе мы строим таким образом, чтобы достичь именно личностного результата каждым из наших воспитанников, используя традиционные направления воспитательной работы: воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных качеств, воспитание творческого отношения к труду.

– «Нам нужны школы, которые воспитывают личность…», - сказал Президент РФ, выступая с Посланием нынешнего года.

Какова, на Ваш взгляд, роль классного руководителя в решении этой архиважной задачи? И по каким критериям оценивает Зареченская школа его деятельность?

– Воспитание личности зависит от общей атмосферы в школе, но ключевой фигурой все же является классный руководитель. По–моему, именно он создает портрет класса. И каким он будет - ярким, тусклым, разноцветным – зависит от наставника, от его любви к детям, умения творчески работать, создавать ситуацию успеха каждому ребенку. А в воспитании младшего ребенка большую роль играет учитель начальных классов. Деятельность классного руководителя мы оцениваем прежде всего по уровню воспитанности детей, их участию в творческих делах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, а также по качеству организации работы с семьей.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы общественного самоуправления школой на вашей территории и, в частности, в улучшении качества учебно-воспитательной работы?

– Перед школой сейчас стоят серьезные задачи по обучению и воспитанию детей. Решить их одной ей не под силу. Нужны союзники, помощники. Наша школа активно сотрудничает с советом ветеранов (председатель В. И. Сырчина). Наши ветераны – частые гости в школе. Управляющий совет школы (председатель М.А. Геберлейн) рассматривает различные вопросы жизнедеятельности школы: комплектование педагогическими кадрами, учебный план, контроль за соблюдением режима, локальные правовые акты школы, вопросы поощрения учителей и т.д.

К сожалению, у нас, как, вероятно, и на любой территории, есть «проблемные» родители, которые мало внимания уделяют своим детям. В работе с этой категорией пап и мам действенную помощь оказывает нам сельская администрация и ее глава К.И. Бикшанов.

Наше школа принимает активное участие во всех делах, проводимых на территории поселения. На мой взгляд, при проведении каких-либо коллективных мероприятий важен не столько результат, сколько сам процесс подготовки.

Мы считаем, что модернизация образования в настоящее время должна связываться с расширением практики совместных действий, что обеспечивает публичность управления и активное участие общественности в планировании и экспертизе образовательного процесса.

С учетом этой основополагающей идеи и строим работу по управлению учебно-воспитательным процессом в школе.

– В числе шести основных направлений развития общего образования, определенных программными документами, особым разделом предусмотрено сохранение и укрепление здоровья школьников.

Как зареченцы решают эту проблему?

– Школа стремится поддерживать в детях желание заниматься физической культурой и спортом. Ежегодно участвуем в конкурсах на право оказания услуг дополнительного образования. В системе ведутся секции по волейболу, баскетболу, шахматам.

С детьми работают известные в районе спортсмены А.Б. Щербина, Т.А. Юлтанова.

Календарь спортивно-массовых мероприятий, составляемый в начале года, как правило, не нарушается. Как руководитель я стремлюсь поддерживать наших юных спортсменов, присутствую на соревнованиях, интересуюсь их достижениями. Хочу выразить благодарность родителям, поддерживающим в своих детях интерес к спорту в течение долгих дет: это Южаковы Сергей Дмитриевич и Ольга Владимировна, Гуслистые Дмитрий Анатольевич и Елена Михайловна, Карповы Василий Владимирович и Елена Николаевна, Мальковы Александр Викторовичи и Елена Геннадьевна. Работу с детьми в этом направлении строим с учетом результатов ежегодно проводимого медицинского обследования.

– Ваши учителя часто достойно представляют свою школу в конкурсе «Учитель года». В каких конкурсах профессионального мастерства еще принимают они участие? Каковы результаты?

– Восемь педагогов из четырнадцати у нас участвовали в районном конкурсе «Учитель года». И довольно успешно. Пятеро заняли призовые места. В муниципальном конкурсе «Мой лучший урок» были победители и призеры. Аналогичный конкурс проводился и в области. Он был посвящен 175-летию Д.И. Менделеева. Учителя М.Р. Ниязова и Т.Н. Якшина получили диплом участника. Учитель биологии А.Б. Бесчастных много лет сама является участницей и организатором участия детей в экологическом форуме «Зеленая планета». Она награждена Благодарственным письмом оргкомитета, а творческие работы детей размещены в специально издаваемой книге, которую скоро должны получить в подарок.

Профессиональные конкурсы стимулируют творческую деятельность учителя, являются одним из важнейших способов повышения его педагогического мастерства и статуса. Администрация школы, профсоюзный комитет, управляющий совет всегда поддерживают и будут поддерживать участников конкурсов, смотров как среди педагогов, так и учащихся. Это необходимо для создания позитивного образа, имиджа школы.

Вопросы задавал Ишмухамет Гайсин