Медиакарта
4:29 | 3 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Электронная подпись – незаменимый инструмент современного общества

Развитие информационных технологий привело к более широкому применению автоматизации процессов документооборота и делопроизводства в различных сферах деятельности. И это неудивительно, внедрение системы электронного документооборота имеет много преимуществ: повышение оперативности передачи и обработки документов, сокращение затрат на расходные материалы и др. Использование электронной подписи создает условия для юридически значимого электронного документооборота, позволяющего осуществлять обмен финансовыми документами между юридическими лицами. Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП) появилось еще в середине 70-х годов прошлого века. Сначала ЭЦП представляла собой лишь теорию и в целях реализации возможности ее использования, был разработан ряд алгоритмов и стандартов. В России первый стандарт в области электронной цифровой подписи ГОСТ Р 34.10-94 был принят в 1994 г. Затем для обеспечения большей криптостойкости алгоритма в 2002 г. был введен стандарт ГОСТ Р 34.10-2001. Историческим прорывом развития электронной подписи в России и ее законодательной основой стал Закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № l-ФЗ.

Принятие закона дало импульс в развитии электронного документооборота в системе органов государственной власти. Электронные документы с электронной цифровой подписью признаются равнозначными бумажному носителю с собственноручной подписью руководителя учреждения, и это послужило отправной точкой в становлении и реформировании их информационного пространства. В соответствии с ним ЭЦП была определена реквизитом электронного документа, предназначенным для его защиты от подделки и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить факт отсутствия искажения информации в электронном документе. Однако некоторые положения Федерального закона не позволяли полностью обеспечить правовые условия, необходимые для широкого использования ЭЦП в России, поскольку допускалось применение только одного вида ЭЦП, причем лишь в отношении гражданско-правовых сделок. Кропотливая работа специализированных организаций и комитетов законодательной власти, публичное обсуждение проблем использования и развития электронной подписи в России обеспечили разработку и принятие в апреле 2011 г. Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Теперь электронная подпись не является реквизитом электронного документа, а представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к электронному документу и используется для определения подписавшего его лица. Новым законом «Об электронной подписи» установлено два вида электронной подписи: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись, которая, в свою очередь, может быть квалифицированной и неквалифицированной. Простая электронная подпись используется для подтверждения авторства, при этом она не используется для обнаружения факта внесения изменений в подписанный электронный документ. Усиленная неквалифицированная электронная подпись является результатом криптографического преобразования информации с обязательным использованием ключа электронной подписи. При этом она позволяет определить не только автора, но и неизменность подписанного электронного документа. Усиленная квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной тем, что ключ проверки должен быть указан в сертификате и для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, которые получили подтверждение соответствия требованиям Закона № 63-ФЗ. Важно отметить, что квалифицированный сертификат должен быть создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата.

Квалифицированная подпись - это самый надежный вид электронной подписи. Документ, подписанный квалифицированной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Закон дает лишь одно исключение из этого правила - если установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Помимо видов электронной подписи Федеральный закон № 63-ФЗ добавил правоотношения в области использовании электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий, что значительно расширило сферу применения электронной подписи.

Следует отметить, что новый закон не отменяет старый и в настоящее время параллельно действуют два закона: № l-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и № 63-ФЗ «Об электронной подписи», что дает время для разработки и ввода в действие необходимых нормативно - правовых документов и обеспечения всех условий для полного выполнения требований Закона № 63-ФЗ.

УФК по Тюменской области впервые на практике применило криптографическое преобразование электронного документа при обмене электронными платежами с использованием средств криптографической аутентификации в 1999 году по договору с Главным управлением Центробанка России по Тюменской области. При этом обмен сначала осуществлялся на гибких магнитных дисках, а затем уже с использованием средств телекоммуникации.

Как уже отмечалось, юридически значимый электронный документооборот возможен только при использовании электронной подписи. Поэтому в 2005 г. приказом Федерального казначейства создан Уполномоченный удостоверяющий центр Федерального казначейства с подчиненными ему Региональными центрами регистрации (УУЦ ФК, РЦР).

Осуществление деятельности РЦР Управления Федерального казначейства по Тюменской области возложено на отдел режима секретности и безопасности информации. В состав РЦР входят Центр регистрации, размещенный непосредственно в Управлении, и Пункты регистрации в отделах, созданных для осуществления полномочий на соответствующей территории. Одной из основных функций РЦР является выдача сертификатов ключей проверки электронной подписи, изданных в Уполномоченном удостоверяющем центре Федерального казначейства. При этом назначение этих сертификатов постоянно расширяется. С 2010 г. сертификаты выдаются в формате единого универсального сертификата, который, в зависимости от параметров, указанных при его формировании, может использоваться и за рамками системы электронного документооборота Федерального казначейства. Так, например, для работы на сайтах http//:www.zakupki.gov.rи в рамках Закона № 94-ФЗ и http//:www.bus.gov.rи в рамках приказа Минфина России № 86н.

Следует отметить, что выдача сертификатов в РЦР осуществляется на безвозмездной основе. В настоящий момент обмен документами в электронном виде с отделом № 19 УФК по Тюменской области осуществляют 16 организаций. Для подключения к системе электронного документооборота Федерального казначейства организации необходимо заключить с Управлением договор об обмене электронными документами. После этого для организации автоматизированного рабочего места на безвозмездной основе получить в отделе № 19 УФК по Тюменской области программное обеспечение, средство криптографической защиты информации (СКЗИ) «КриптоПро», СКЗИ для защиты каналов связи и аутентификации при доступе в систему электронного документооборота Федерального казначейства, а также сертификаты ключей проверки электронной подписи.

Выдача сертификатов для работы на сайтах www.zakиpki.gov.rии и www.bus.gov.rи осуществляется в соответствии с совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10.08.2012 № 508/14н и приказом Федерального казначейства от 15.02.2012 № 72.

Важной задачей текущего дня Казначейства является внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения автоматизированной системы в рамках реализации проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», которая реализует клиентам систему удаленного финансового документооборота (СУФД).

Подключение клиентов к СУФД в отделе № 19 УФК по Тюменской области было завершено в октябре 2012 года. Основными преимуществами данной системы являются осуществление обмена электронными документами в режиме реального времени с использованием сети Интернет и отсутствие необходимости установки и обслуживания на автоматизированном рабочем месте клиента специального программного обеспечения. Эти преимущества позволят клиентам сократить трудовые издержки на администрирование системы и сделают взаимодействие с Управлением более удобным и эффективным. И, конечно же, СУФД не обойдется без такого современного инструмента, как электронная подпись, которым Казначейство России безвозмездно обеспечит всех своих клиентов!

Начальник отдела № 19 УФК по Тюменской области Татьяна Аксентьева