Медиакарта
23:45 | 20 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Песни обломка стрелы

Молодой Минсалим смотрит на тебя… Ему нет ещё и сорока, и седина выхватила первый клок из легендарной копны жёстких волос.

Фотопортрет известного мастера-костореза стал для меня одним из откровений персональной выставки Владимира Свалова, открывшейся сегодня. Впрочем, были и другие интересности-неожиданности.

Пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые зарисовки и репортажные фотографии. Более 60 разновозрастных фотографий представлено в интерьерах Музея истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича. Автор их профессиональным фотографом себя не считает, хотя первая запись в его трудовой книжке гласит: «Газета «Правда коммунизма» – фотокорреспондент». Было это на Урале – в городе Реж (Свердловская область). Ну а после отслужил Владимир Свалов в рядах Советской Армии и поступил учиться на знаменитый факультет журналистики Уральского госуниверситета. Выучился. Работал в редакциях молодёжных газет «На смену» и «Тюменский комсомолец». В 1980 году был принят на работу в газету «Тюменская правда» собкором по Тобольску, Тобольскому, Вагайскому и Уватскому районам –проработал в этой должности 20 лет. В 2001 году был редактором и издателем газеты «Сибирская панорама». В 2006 году начал издавать частную газету «Новое обозрение» (с 2008 года – «Новое сибирское обозрение»).

Светописью увлекается с 13 лет (хотя напомню – «профессиональным фотографом себя не считаю»), публиковался в центральных СМИ – «Комсомольская правда», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия», «Экономическая газета».

Теперь вот… Слово автору: «Наверное, пришло время подвести некоторые итоги. Перебирал старые фотографии, систематизировал то, что снимал в последние годы, и понял, что можно кое-что показать широкой аудитории. И спасибо Музею Дунина-Горкавича – идею мою поддержали, выставку приютили».

И от нас, тех, кто пришёл на выставку, тоже поблагодарю музей. Ну и Владимира Свалова, конечно. За то, что фотографии отобраны, отпечатаны. За то, что сговорились и организовали это мероприятие… то есть – выставку, конечно.

И вот уже – молодой Минсалим смотрит на нас, а во взгляде его одновременно и кочевая тоска, и отблески костров на становищах русских витязей, и колючесть костяных наконечников стрел северных охотников. И вот идёт по Софийскому двору нашего кремля Александр Солженицын (мини-цикл «Солженицын в Тобольске», по уверению автора, нигде прежде не публиковался).

И вот стремятся куда-то в бесконечность ленивые сибирские реки и невесомыми махинами плывут в небесах облака. И вступают на ристалище поля Абалакаского современные воины, уставшие от реалий нынешних дней. И женщины в поле, как и сотни лет назад, гадают на ромашку-любовь. И храмы стоят твердынями, и берёзы пылают в осени неопалимой купиной, и серые камни на зелёной траве, и…

А ещё есть на этой выставке две работы с вызывающе простыми названиями – «Свобода №1» и «Свобода № 2». И у них я простоял довольно долго… Почему? Просто совершенно неожиданным образом моё представление о том, что такое свобода, совпало с представлением автора фотографий. Ведь она, свобода, довольно простая штука.