Важной составляющей повышения качественного уровня трудовых ресурсов является развитие кадрового потенциала. Одним из способов развития кадрового потенциала в УФК по Тюменской области - это проведение мероприятий по профессиональной и социально-психологической адаптации сотрудников, впервые поступивших на государственную гражданскую службу.
Вновь принимаемые специалисты становятся участниками программы адаптации, цели которой - способствовать формированию положительного образа казначейской системы, обеспечить своевременное понимание должностных функций, влиять на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им адаптационного срока, а также выработать позитивную установку на активное взаимодействие с коллегами и руководителями.
Для достижения этой цели в УФК по Тюменской (далее Управление) установлен Порядок проведения мероприятий по проведению профессиональной и социально-психологической адаптации гражданского служащего, впервые поступившего на гражданскую службу в Управление, который регламентирован приказом Федерального казначейства от 11 сентября 2009 г. № 207 и действует с 30 октября 2009 года.
Участие в программе адаптации начинается с момента трудоустройства сотрудника.
Программа адаптации включает в себя изучение гражданским служащим истории создания Федерального казначейства, нормативных документов, регламентирующих деятельность Управления, а также приобретение практических навыков исполнения должностных обязанностей.
Процесс адаптации – это комплекс мероприятий, включает в себя:
-
социально-психологическую адаптация - это введение в коллектив, работа с наставником;
-
профессиональная адаптация, которая проходит в соответствии с личным планом профессионального развития: обучающие и развивающие мероприятия, приобретение практических навыков исполнения должностного и технологических регламентов, работа в программных продуктах.
При социально-психологической адаптации сотрудники знакомятся с расстановкой сил в структурном подразделении, включаются в общественную работу.
Сотрудник приспосабливается к новым условиям труда и отдыха. Как правило, требуется некоторое время, чтобы войти в ритм работы, воспринимать интенсивность психофизических нагрузок, удобно обустроить свое рабочее место.
Казначейские механизмы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требуют повышения уровня образовательного и социально-психологического сопровождения государственного служащего в процессе адаптации на новом месте работы. Поэтому при подборе наставника важно учитывать его профессиональный уровень, наличие опыта работы, авторитет в коллективе и, кроме того, желание работать в качестве наставника. Наставником назначается государственный служащий, замещающий должность ведущей или старшей групп, срок адаптации, как правило, составляет три месяца.
В процессе адаптации проводится оценка уровня профессиональной подготовки, необходимого для самостоятельной работы, совершенствование навыков применения нормативных актов, стимулирование творческого потенциала и инициативы.
По истечении срока составляется заключение, содержащее перечень знаний и навыков, которые приобрел сотрудник, вывод о выполнении мероприятий по развитию и обучению, а также достижению целей и стандартов работы.
Всего в 2013 году успешно прошли адаптацию в новом коллективе и продолжают трудиться в Управлении 16 сотрудников.
Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей, который должен подтвердить или опровергнуть правильность кадрового подбора, способствует развитию положительного отношения сотрудника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации служебной деятельности от которой в конечном итоге зависит более быстрое вхождение в должность, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу.
Отдел кадров УФК по Тюменской области