Медиакарта
13:26 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель выполняет государственный заказ

23:29 | 11 апреля 2014

Дебаты стали решающим испытанием для суперфиналистов областного конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года». Если во время показательных уроков, мероприятий, бесед с учащимися педагоги играют на своем поле – занимаются обычной профессиональной деятельностью, то во время открытых дискуссий им не спрятаться за педагогический мундир. Перед журналистами, членами жюри и представителями общественности они выходят с открытым забралом. Каждый из участников может предстать в новом свете: кто-то вдруг засияет, как звезда, а кто-то потухнет.

Тему дискуссии заранее не определяют, а вопросы у присутствующих рождаются спонтанно. Домашние заготовки, конечно, помогают при ответах, но только как гарнир. Готовить же основное блюдо приходится быстро, из имеющихся ингредиентов. В этом году в число пяти суперфиналистов конкурса «Учитель года» вошли двое тюменцев: учитель технологии школы N 70 Евгений Показаньев и учитель начальных классов гимназии N 21 Ирина Кривощекова. А в пятерку лучших воспитателей включили только одну тюменку – Ирину Кокшарову из детского сада N 127.

Друг, товарищ, брат…

Дискуссию начали с темы «Кем должен быть учитель: наставником, проводником образовательных технологий или «своим парнем»? Задумываться над этим вопросом учителю и воспитателю обычно некогда. Других хлопот хватает. Им задаются обычно те, кто наблюдает процесс обучения со стороны, анализирует его и даже критикует. – С таким противопоставлением я категорически не согласна, – первой взяла слово Ирина Кривощекова. – Учитель должен быть и преподавателем, и другом для детей. Иначе нельзя.

– Учитель – это и воспитатель, и партнер, и тьютор, – продолжила Наталья Оборнева из ишимского детского сада N 5. – Главное, не кто он, а как действует. А действовать надо от ребенка и в его интересах, чтобы он смог раскрыть индивидуальность, выстроить личный маршрут развития.

– Каждый педагог выбирает свою траекторию, но нельзя действовать только «от ребенка». Надо свои цели преломлять через его интересы…– заметила Вера Чикишева из Стрехнинского детсада.

– Интересно, а Сократ кем был для Платона? – подкинул дров в огонь дискуссии ведущий. Но участники суперфинала так глубоко копнуть не смогли. Только учитель истории и обществоведения тобольского лицея Андрей Любич попытался продолжить заданное направление:

– Настоящий учитель – всегда наставник, поэтому он чуть выше своего ученика. Но он является и другом: с учеником они должны быть на одной волне.

Новое или хорошо забытое

Дискуссии в суперфинале конкурса «Педагог года» не обходятся без вопроса о реформе образования, о введении новых образовательных и педагогических стандартов. Ко всем этим новшествам можно относиться по-разному: отрицать, поддерживать, бояться, но не принимать их во внимание нельзя.

– А были ли вообще реформы в школе? – закинул удочку ведущий Виктор Зайцев. – Прошли ли они через голову педагогов? Постановка вопроса несколько смутила конкурсантов.

– Мы даем детям то, что хочет от нас государство, – высказался Александр Смолин, учитель математики и физики из Голышманово. – Выполняем государственный заказ. – Учитель должен принимать все изменения в системе образования, какими бы они не были, но образование должно оставаться разумным. – Ничего нового в образовании придумать нельзя. Все уже сказано. Надо только пропустить это через себя и подать под новым соусом, – сказал Евгений Показаньев.

Не прошли и мимо вопросов профориентации: заказ государства на подготовку будущих рабочих кадров есть, но готовы ли педагоги его выполнять? И когда надо начинать – в школе или лучше в детском садике? – Современные уроки технологии во многих школах теперь больше похожи на легоконструирование. Мальчишки ни молоток, ни рубанок в руках держать не умеют! – подал реплику из зала кто-то из родителей.

– Можно легоконструирование организовать так, что ученики и гвозди научатся забивать, и конструировать, – рассуждал Евгений Показаньев. – Лего – это просто набор. Что вложишь, то и будет. Форму нельзя принимать за содержание. – Проблема не в легоконструировании, а в том, что менталитет родителей поменялся, – вступила в дискуссию воспитатель из Викулово Нина Маркова. – Они и сами давно не держали молоток в руках. Пока мы не обратим внимания на село, никакого престижа у рабочих профессий не будет. Какой престиж, если даже корову сельским детям показываем только на картинке? – Я всеми силами готов поддерживать и развивать престиж рабочих профессий! – добавил Александр Смолин. – Но кто будет после меня?

– И какой будет оплата труда тех, кто выберет рабочую профессию? Престижной? Достойной? – спросила Вера Чикишева. – Мы путаем сами понятия, – продолжил Евгений Показаньев. – Престиж, успех, высокая зарплата – не равны счастью. Надо научить видеть счастье в пустяках, любить труд, быть счастливым от честно заработанной зарплаты, хоть и небольшой. Надо учить ребенка быть человеком. В этом – его жизненный престиж и успех.

Чему не учат в школе

Напоследок конкурсанты поделились, чего им не хватает в современной школе, а чего, на их взгляд, перебор. Кто-то мечтал о вещах вполне конкретных – вернуть в учебный план астрономию, больше заниматься психологической практикой, логопедией. А кто-то считал, что во всех недостатках виноваты СМИ, – это они говорят только о плохом, неверно преподносят имидж учителя, не объясняют, в чем престиж рабочих профессий…

– Вы посмотрите, какие мультфильмы смотрят дети! – нашел «компетентное» подтверждение кто-то из конкурсантов. – И все-таки начинать надо не с экономики, не с государства, не со СМИ, а с себя. Начинать надо с нас! – поставил точку в обсуждении Александр Смолин.

… Дискуссия продолжалась полтора часа. По ее итогам большое жюри конкурса сделало свои выводы. И на торжественной церемонии закрытия конкурса вчера назвало имена победителей.

Лучшим воспитателем названа Вера Чикишева из Ишимского района, лучшим педагогом-психологом – Нина Лесникова из Тобольска, лучшим мастером – Елена Чубукова из Тобольского многопрофильного техникума. Каждая получила по хрустальному пеликану и денежному призу в размере 150 тысяч рублей. Вера Чикишева также привезет в родной детский сад и сертификат на 500 тысяч рублей, который вручил Николай Токарчук, депутат областной Думы, куратор проекта «Детские сады – детям». В номинации «Учитель года» большое жюри выделило троих конкурсантов. Третье место отдали Андрею Любичу, учителю истории из Тобольска, второе – тюменцу Евгению Показаньеву, учителю технологии школы N 70. Первым стал Александр Смолин, учитель математики и физики из Голышмановского района.

Автор: Инна Горбунова