Медиакарта
5:29 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рыба преткновения

Эх, где ещё можно стряхнуть с себя серую пыль обыденной жизни, как не на рыбалке! Вот уж поистине настоящее удовольствие - посидеть, поглазеть на поплавок, приговаривая «ловись рыбка и мала, и велика»… Истинный любитель хоть и тешит себя надеждой когда-нибудь поймать «вооот тааакууую рыбу» (а может даже и не одну), готов часами пропадать на озере исключительно ради самого процесса, а не из-за количества рыбы… И ни одна минута, проведенная у воды, напрасно не прожита. А тот, кто к гильдии рыбаков себя не причисляет, то в «рыбоедстве», уж наверняка, знает толк. Ведь жить в краю трёхсот озер и ни разу не попробовать карася – такого просто не может быть. Поэтому рекомендуем прочесть эту статью всем без исключения - речь пойдёт и о человеческих пристрастиях, и о рыбалке, и о… проблеме, которая на сегодняшний день стала, можно сказать, камнем преткновения для трёх сторон – рыбаков, местных жителей и арендаторов водоёма.

Сами мы не местные…

Для тех, кто еще не в курсе темы, кратко растолкуем суть. С недавних пор целая армия рыбаков облюбовала для зимней рыбалки поджильное озеро Вьялково, которое десятки лет кормит-поит две близлежащие деревни – Бердюгина и Вьялкова Прохоровского сельского поселения. Однако, все дело в том, что у данного водоёма появились хозяева, которым, естественно, не по душе набеги такой «орды». Несколько лет назад, а точнее - в июне 2010 года, между Департаментом АПК Тюменской области и ООО «Энтос-инжиниринг» был заключён договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства. В соответствии с ним, пользователю предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на оз. Вьялково. В одном из пунктов, в разделе «Права и обязанности сторон», оговорено: «не допускать ухудшения среды обитания водных биологических ресурсов, а также содержать рыбопромысловый участок в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А также ежегодно производить зарыбление водоёма, за счёт собственных средств, приобретая личинки рыбы». Чем, собственно, все эти годы арендаторы и занимались. На момент взятия водоёма под своё крыло он находился отнюдь не в лучшем состоянии, ведь «аборигенный» карась практически вымер…

Однако на данный момент все ресурсы, коими является вновь разведённая и выращенная рыба (повторяем, приобретённая за собственные деньги арендаторов), сейчас беззастенчиво и массово «тырят». Каждый день сюда съезжаются десятки машин, а в выходные дни «береговой автопарк» переваливает за несколько сотен. Однозначно, что людей на льду собирается на порядок больше, ведь на рыбалку редко кто приезжает один - как правило, прихватывают двух, а то и трёх пассажиров. Сколько рыбаков в итоге получается – никто не считал. Не удивительно, что в редакцию стали поступать звонки от местных жителей. Люди жалуются, возмущаются, негодуют… Все претензии сводятся именно к «туристам». Рыбалка - рыбалкой, но сколько же мусора они оставляют после себя на замерзшей поверхности, по берегам, в камышах – вот где проблема!

-А ведь это озеро служит нам источником для питья! Вообразите, если даже каждый выпьет по бутылке пива, да выкурит несколько сигарет, да пару раз в камыши сбегает «по нужде» - сколько всякой гадости уйдет на дно?! – клокотала телефонная трубка.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Мы решили взглянуть на «Вьялковское столпотворение». Первым нашим собеседником стал местный житель. «Камни полетели» во все стороны… Он заявил, что арендаторы, дескать, тут свои порядки устанавливают – говорят, что это частная территория, и никто не имеет права тут их рыбу «дёргать», а «чужаки» - да, мусорят…

-Я тоже люблю посидеть с удочкой - чисто для души, потому что рыба тут невкусная, костлявая - кто бы её ни ел. Однако, хозяева уверяют, что мы, якобы, карпов тягаем, но лично мне ни разу «усатый» не попался. Карасиков, ловим, верно. Только ведь одна мелочёвка идёт… Ещё они говорят, что приезжие всю территорию озера загрязняют - с этим не могу не согласиться. Только сами арендаторы малька прикармливают дроблёнкой, остатки в воду сливают, а мы потом пьем – ничего? Вы бы на выходные сюда приехали, ибо в будние дни рыбаков тут немного – так сотня, другая… Вон они сидят – как семечки рассыпанные…

Мнение другой жительницы в корне отличалось от предыдущего:

-Кому они помешали, эти рыбаки-то!? – искренне удивилась пенсионерка. Пришлось растолковывать, что ваши же односельчане звонят, жалуются, что-де мусорят приезжие, прямо на льду или в камышах, пардон, нужду справляют, то да сё…

-Вот как!? – женщина, похоже, даже рассердилась. - А всю жизнь тут овец купали после обработки – не жаловались?! Когда трактора мыли, пелёнки стирали и оставляли на воде то, что никогда не тонет - устраивало?! Кому они дорогу перешли эти рыболовы? Приехали и уехали - ни шуму от них, ни гаму. Сидят себе тихо-мирно, ни драк, ни ругани. Да им спасибо надо сказать за то, что по всему озеру лунки навертели, хоть рыба не задохнётся! Помню, она вдоль берега тоннами дохлая плавала - сердце кровью обливалось! Сейчас даже запаха у воды нет, а раньше в это же время не то что пить – нюхать было противно!

Пытаемся робко возразить. Рассказываем, что не далее как десять минут назад своими глазами видели огромную полынью на том месте, где стоит аэратор, и то, что вода не воняет, – арендаторов заслуга, но никак не рыбаков с их крохотными лунками – много ли от них проку?

-Тот аэратор в одном месте где-то булькает, разве напитает всех воздухом-то? Озеро наше - вон какое большущее…

Ну что ж… Два противоречивых мнения у нас имеются, теперь неплохо бы поговорить и с рыбаками… Топая к береговой зоне, ожидали увидеть нечто невероятное – груды мусора, кучи бутылок, банок-склянок, разноцветное месиво из упаковок, оберток, кульков… В принципе – не без этого: подопнёшь по дороге ногой какую-нибудь одиночную банку из-под пива, заметишь брошенный кем-то пакет, но в целом - ничего такого, из-за чего и над чем можно, содрогаясь, ужаснуться.

Подходим к первому рыбаку. Здороваемся, представляемся, произносим традиционное про «хвост и чешую» и только после соблюдения «необходимых формальностей», интересуемся:

-Как улов?

-А чё? – мужчина средних лет глянул приветливо, но вступать в диалог явно не торопился. Осторожничает... Ладно, зайдём с другой стороны.

-Вот вы, судя по всему, не местные?

Мужчина кивает:

-Верно. Из Упоровского района мы.

Картинно всплескиваем руками:

-И вы за семь верст сюда приехали киселя хлебать? В такую даль? Бензин, дорога, время…

-Так у нас же ловить негде! – заулыбался мужчина. - Речка – лягушатник… Какая там рыбалка?!

Мы продолжаем бубнить:

-Бензин, дорога, время…

-Вам не понять, - снисходительно улыбается мужик, - это же такое удовольствие!

Итак, контакт более-менее налажен, осторожно подбираемся к самому главному вопросу:

-А вас тут… не прогоняют? У озера-то хозяин есть.

-Четвёртый раз приезжаю, никто не подходил, не выпроваживал… Мы же на удочку, не сетями. Нарушений нет, а на нет - и суда нет! – рассмеялся мужчина, довольный своим словесным вывертом. Открыл мешок, показал содержимое. С ведёрко-то, пожалуй, карасиков наберётся. Есть покрупнее, но в основном - так себе, мелочь пузатая… Ничего особенного.

Направляемся к другим фигуркам. Снова следует серия стандартных фраз: «Здрастье! Клюёт - не клюет?». «Скока надергали? Покажите!». «Не замерзли? Тут же дует!». «Не боитесь? Вдруг прогонят!».

-А кому гонять? – последнему вопросу молодой человек удивляется. - Рыбалка же не запрещена. Я не первый раз здесь.

-А откуда узнали про это озеро?

-Слухами земля полнится, - туманно обронил собеседник. – Я хоть и не из ваших краёв, а где хорошо ловится – завсегда узнаю. Хотя мне рыба-то и не нужна, так - кошку побаловать, соседской бабушке на уху отнести. Главное – сам процесс! Наслаждение!

Он снова уставился на свои крохотные удочки и замолк. Мы топчемся возле него, не уходим, хотя разговор явно не клеится.

-Наживку покажешь?

Парень без слов продемонстрировал нам какого-то «спецчервяка» и снова опустил леску в крохотное отверстие. И - опля! Через секунду на крючке затрепыхался малец. Просим разрешения сфотографировать добычу и отходим. Остальные рыбаки тоже продемонстрировали рыбацкую стойкость - ту самую, которую понять дано не всем.  Но самое главное: все были твёрдо убеждены - доступ к водоёмам свободен, а рыбалка на любую удочку – бесплатна и разрешена.

Далеко не в «мутной водице»…

Пусть простят меня недавние собеседники, но самый увесистый «булыжник» полетит в ваш «огород». И сделали это ни кто иные, как сами арендаторы, с которыми мы связались по телефону.

-Озеро вымирало, а мы его «оживили»! – генеральный директор ООО «Энтос-инжиниринг» А.В. Мальцев настроился на долгий телефонный разговор. - Обогащаем кислородом, чистим дно, косим камыш, убираем мусор, ежегодно проводим зарыбление! Словом - улучшаем водную среду и её обитателей. Если бы этого не делали - никакой рыбы там бы давно не было… Образно выражаясь, в этом озере плавают наши деньги, и немалые – порядка десяти миллионов в рублях. Именно столько мы потратили на приоберетение разных пород рыб, в том числе и карася. Поначалу мы всеми способами пытались ограничить доступ к озеру, и куда только не обращались! Но поддержки не нашли. Если бы у нас было больше полномочий, то был бы порядок. При таком потоке рыбаков, мы просто не можем с ними справиться – они нас не слышат, не подчиняются, упрямо доказывая, что на удочку можно рыбачить везде и всюду. Как они понять не могут, что разрешено рыбачить на свободных водоёмах, а не на арендованных! Устали объяснять, что даже и караси тоже нами запущены – «местные» измельчали» совсем. По закону – любая ловля на этом озере должна быть с разрешения арендаторов. Мы же его не даём! На данный момент рыбаки просто убивают водоём. Каждый пришел с пакетом снеди, бутылок - посидел, порыбачил несколько часов кряду, несколько раз в туалет сходил, потом всё оставил, бросил и ушел… Мы неоднократно обращались в полицию, но она бездействует! С жителями двух соседних с озером деревень у нас нормальные отношения. Многие в бригаде работают, получают зарплату, всем довольны… Но «чужим» тут делать нечего! Мы вкладываем свои личные средства на зарыбление, и, естественно - жалко, что рыбу бессовестно разворовывают у нас под носом. Скот, выращенный у фермера, он что – тоже общий? Или взять птицеферму – приедет толпа с соседних районов, похватают кур, сколько душа пожелает – это тоже норма? Да, озеро государственное, но оно у нас в аренде, и мы его зарыбляем, очищаем, присматриваем… Почему мы должны позволять кому-то вылавливать купленных и запущенных в водоём «мальков»?!

-Так ведь, это… Рыбаки говорят, что карп не клюёт, - вклиниваемся мы в разговор.

-А кто признается? Видели старый фильм про пса Барбоса? Едет рыбнадзор – сидят чинно с удочками, уехал – динамитом. Тут немного по другому: в мешке на озере - карась, а машине – что покрупнее… Покажите такого рыбака, который поймает и отпустит обратно в воду карпа?! Плюс – мусор и прочие неприятные вещи…

Позиция арендаторов понятна. Для чего озеро зарыблять, обогащать кислородом, косить камыш и прочее? Ответ очевиден: чтоб приехала орава халявщиков и начала таскать рыбу «для души».

-Сейчас, только снег сойдёт, поедем собирать мусор после всех незваных гостей. Прикинули - три КамАЗа точно наберется…

В чем правда,рыбак?

Прокомментировать ситуацию мы попросили и первого заместителя главы района А.Е. Филиппова:

-Привычка некоторых людей - мусорить везде и всюду, до сих пор живуча. Хотя сейчас, в век экологических бед, все понимают, что делать этого категорически нельзя. Да и закон запрещает. На мой взгляд, это недоработка органов местной власти. Почему бы не пройтись, не предупредить рыбаков – не оставляйте после себя такие «следы своего пребывания»…

Теперь об арендаторах и рыбаках. В данном случае вся проблема в недоработке федерального законодательства, где не оговорены правила любительского рыболовства. Сотрудники «Энтоса» взяли это поджильное озеро по закону, при соблюдении всех формальностей. Заключили договор на двадцать пять лет, где чётко прописано: «данный объект освобожден от права третьих лиц». А заезжие рыбаки – это и есть те самые «третьи лица». Почему туда кто-то должен вторгаться? Это озеро, по сути, частная собственность, обособленный объект, куда доступ посторонним запрещён! Поначалу, когда водоёмы начали отдавать в аренду, местное население тоже возмущалось и бунтовало: как же так - всю жизнь мужики рыбачили, а теперь нельзя? Сразу скажу, что на сегодня такой проблемы в наших деревнях и сёлах не существует – народ успокоился, и недавно прошедшие сходы это подтвердили – вопросов по рыбалке уже не возникает. Между арендаторами и местными жителями найдена «золотая середина» – пришло понимание и взаимодействие. Но, извините, когда приезжают со всей Тюменской области и «атакуют» арендованные водоёмы - это не есть правильно. Понимаю, что заядлые рыбаки – народец азартный, им всё равно где рыбачить, лишь бы клевало. Кто-то в Интернете на форуме кинул клич: «Приезжайте на Вьялковское озеро – там «бешеный» клёв…», вот все и ринулись… Мы же со своей стороны всячески поддерживаем арендаторов - они стараются, пусть потихоньку, но двигаются вперёд. И я понимаю, что ситуация с приезжими рыбаками, которые заполоняют лёд и спокойно рыбачат безо всяких угрызений совести, конечно, их возмущает… Тем более, что свои обязательства в рамках договора аренды, они выполняют.

Справедливости ради стоит заметить, что большинство жителей двух деревень не могут нарадоваться: их озеро за последнее время превратилось в живописное место с чистыми берегами, да еще с рыбой, которая, вроде бы, и раньше была, но в таком мизерном количестве и качестве, что серьезные рыбаки на нее и сами «не клевали». Нам остаётся лишь добавить, что пока в федеральном законе не появится чёткая формулировка, касающаяся вышеописанной проблемы, рыбаки и арендаторы так и будут сталкиваться лбами, доказывая свою правду. А она, как известно, у каждого своя…

Автор: Ольга АНДРИЕНКО