В Год учителя областная педагогическая конференция собрала более двух тысяч работников образования тюменского региона. Видеокамеры одновременно работали в 31 пункте по всей Тюменской области. По традиции педагогический совет начался с награждения тех, кто отличился своими заслугами и представляет педагогическую элиту региона. Были вручены награды Министерства образования РФ «Почётный работник образования РФ», благодарности Губернатора Тюменской области. Исполняющий обязанности председателя Тюменской областной Думы, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» С.Л. Усольцев подвёл итоги областного этапа всероссийского конкурса «Детские сады – детям».
Руководила работой областной конференции заместитель Губернатора области Н.А. Шевчик. В этот раз педагоги обсуждали, как путём модернизации создать современные условия для обучения детей. Директор департамента стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко рассказал педагогам о таком неизвестном пока широкому кругу учителей понятии, как экономика знаний, где основной доход делается на их обороте. В ближайшее время страна и система образования столкнётся с проблемой сокращения педагогов и вузов: по прогнозам Министерства образования контингент вузов к 2016 году сократится с 7,5 миллиона человек до 3-4 миллионов из-за падения рождаемости в середине девяностых годов. И очень важно, чтобы каждый молодой гражданин был максимально полезен обществу и государству. Как изменения в экономике могут влиять на образование? И тут за основу взяли идею «уклада в образовании» заслуженного учителя России А. Тубельского – понятие, не только связанное с учебными планами и дисциплинами, но и с тем, как ученики принимают решения, выполняют контрольные работы, как проводят школьные вечера, на каком языке общаются.
– Нет таких инноваций, которые раз придумали и они работали бы всю оставшуюся жизнь, – говорит Игорь Михайлович. – Постоянное обновление, привнесение, как правило, и является условием успеха. Даже сейчас, мы не сможем угадать, какие области знаний нам понадобятся в будущем. Для школы это означает, что нам нужно придумывать такое пространство, где бы ребята с разными склонностями, интересами могли существовать в некоем соревновательном поле. Речь идёт о создании межшкольных команд, по разным направлениям соревнующихся между собой. Это важно для той будущей экономики, в которой наши потомки должны быть конкурентоспособны. Школы должны иметь открытую информационную среду, начиная с того, что родители получают информацию о том, когда ребёнок пришёл в школу и когда ушёл, какие оценки получил. Нам также необходима в школе более серьёзная языковая подготовка, если мы хотим, чтобы наши ребята ощущали себя гражданами всего мира. Нужно стремиться использовать Интернет-общение детей для совместного поиска новых знаний.
О создании системы электронного межведомственного взаимодействия рассказал директор департамента информатизации Тюменской области А.С. Албычев. Уже с нового года будет действовать единая электронная сеть в государственных и муниципальных учреждениях региона. В сфере образования это предоставит новые формы зачисления ребёнка в дошкольные учреждения и школы. Можно будет выбрать для него определённую образовательную траекторию, принять от родителей пожелания для участия в мероприятиях и многое другое. Формировать информационное мышление у жителей области также помогает программа компьютерной грамотности «Расширяя горизонты».
32 школы области с начала учебного года приступят к апробации новых государственных стандартов. С января 2011 года аттестация педагогических кадров будет проводиться с использованием новых процедур, предусматривающих проведение квалификационных испытаний по всем вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности на занимаемой должности, включая вопросы владения информационными технологиями.
«Счастлив тот человек, у которого были хорошие учителя», – сказала в своём выступлении О.В. Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Но быть хорошим учителем тоже надо учиться. Новой школе нужны такие учителя, которые превратили бы школу в центр творческой информации.
– Способность к непрерывному образованию должна отличать современного учителя, – рассказала Ольга Владимировна. – ТОГИРРО предоставляет такую возможность без исключения всем учителям Тюменской области. Четвёртый год работает накопительная система, которая учитывает индивидуальную образовательную программу педагога, он самостоятельно выбирает цель, формы и средства профессионального роста. Институтом создано более двухсот образовательных программ и разработано более 400 мобильных образовательных модулей. Создан сайт для сетевого общения преподавателей химии с библиотекой на портале, подобный электронный ресурс создаётся для физиков и математиков. В планах института обеспечить виртуальным общением преподавателей по всем учебным дисциплинам.
В Сладковском районе одном из первых приступили к информатизации системы образования. Об этом рассказал заместитель Главы Сладковского района по социальным вопросам А.М. Сажин. 80 процентов учебных кабинетов школ района оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя, а учебные кабинеты – лабораториями и системами оперативного контроля знаний. На сервере Сладковской школы создано сетевое хранилище собственных электронных ресурсов, доступных всем участникам образовательного процесса. 86 процентов педагогов применяют новые технологии в образовательном процессе. Создающийся программный комплекс «Сетевой город. Образование» объединит в единую электронную сеть дошкольные, образовательные учреждения начального, дополнительного образования и органы управления.
В тюменских школах вводится использование электронных ресурсов в управление современной школой. Об этом в выступлении рассказала директор тюменской школы №88 Е.В. Головчак. Здесь внутришкольная модель управления создана с помощью сетевых ресурсов. Используются программные комплексы компетентности учителя, посещаемости школы, сопровождения детей группы риска. Разработаны также программные мониторинги качества обучения, подготовки к итоговой аттестации младших школьников. Это значительно облегчает работу администрации и учителей. При формировании мониторинга здоровьесберегающей среды в школе используется программный комплекс учебная и внешкольная нагрузки. Это лишь часть из тех технологий, которые помогают управлять учебным процессом. Школа стала открытой. Можно даже заявление о приёме ребёнка в школу подать в режиме он-лайн и получить регистрационный номер. В категории школьное питание учащимся предоставлена возможность индивидуального заказа меню в школьной столовой. В категории электронные дневники ученики и родители получают доступ не только к оценкам, но и к сравнительной информации. Данный сервис позволяет просмотреть и тему, и вид работы, за который выставлена оценка, а также домашнее задание по всем предметам. СМС-сервис электронный дневник позволяет родителям получать сообщения об оценке знаний и других новостях от учителей на мобильный телефон. В виртуальной приёмной можно задать вопрос работникам школы. Для родителей, не имеющих возможность посетить школу, проводятся виртуальные родительские собрания. Разработку данных программ ведут студенты института математики и компьютерных наук ТГУ под руководством преподавателей. Внедряют их также студенты, но уже под контролем школьных учителей. Такое взаимодействие даёт возможность реализовать администрации школы свои идеи, а будущим специалистам сферы информационных технологий получить хорошую практику.
В Год учителя серьёзную поддержку всех проектов, направленных на формирование положительного имиджа педагога, оказали региональные средства массовой информации. В знак признательности Н.А. Шевчик вручила Благодарственное письмо от департамента образования и науки и областной профсоюзной организации работников образования директору департамента информационной политики А.П. Новопашину.
Наталья Гладковская