Медиакарта
7:30 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Память сердца» возвращает солдатские имена

«Память сердца»  возвращает  солдатские имена
07:40 | 12 мая 2014
Источник: Призыв

Оба моих деда воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Оба были призваны в первый день войны. Оба не вернулись домой.

Иван Миронович Давыдов воевал на Украине, за взятие в плен «языка», проявленные смелость и смекалку ему даже давали отпуск домой. Продолжил участие в боях. Вскоре пришла похоронка: погиб 7 апреля 1944 года в звании ефрейтора. Похоронен в д. Долгоносы Ковельского района Волынской области. Бабушка, Наталья Яковлевна Давыдова, осталась с тремя маленькими детьми, работала в колхозе. До конца своих дней она хранила верность солдату.

Второй дед, Иван Васильевич Михайлов, родился в 1902 году. Из рассказов близких мы знаем, что 22 июня 1941 года в село приехал нарочный из военкомата, собрал народ в центре, объявил о начале войны. Перечислил всех, кому следовало прибыть назавтра в военкомат для отправки на фронт. Вместе с земляками наш дед ушёл воевать. Приходили от него письма из-под Москвы. А зимой 1942 года пришла похоронка, что он погиб в бою 27 февраля 1942 года. Похоронен в деревне Бологижа Старорусского района Ленинградской области. Когда дед уходил на фронт, на руках бабушки осталось пятеро детей. Старшему Саше (моему отцу) было тринадцать лет. Младшему Толе – восемь месяцев. Тяжкая доля легла на плечи бабушки Елизаветы Фроловны. День и ночь она трудилась, чтобы прокормить семью. Работала в колхозе дояркой.

Мы знали по рассказу ветерана войны – однополчанина Пантелеева из Юрги, который воевал вместе с нашим дедом, – как он погиб. Во время атаки немцев был сокрушительный обстрел. Деда оглушило разрывом снаряда и засыпало глыбами камней и земли. Когда похоронная бригада откопала убитых, на нём не было ни единой царапины. А Пантелееву тогда оторвало руку и ногу.

В феврале этого года было неожиданностью услышать о том, что поисковый отряд «Память сердца» одного из лицеев Тюмени нашёл останки сибиряков-юргинцев, в их числе был наш дед – Иван Васильевич Михайлов. 22 марта поисковая группа приехала на встречу с родственниками. Волнительно было смотреть видеоматериал о местах боёв, о работе поисковиков при раскопках. Руководитель группы рассказала, как с почестями перезахоронили останки всех погибших. На мраморных плитах высечены имена бойцов. В том числе – деда. Нам передали землю с могилы, где он похоронен (земля отпета в церкви), которую мы отвезли на могилу бабушке.

384 стрелковая дивизия, в которую попал наш дед, сформировалась в Омской области в августе-октябре 1941 года. Юргинцы отправлялись со станции города Ишим. Сибиряков держали в резерве, как более выносливых. Самые жестокие бои были в Рамушевском коридоре в 1942 году, и большие потери личного состава были именно у сибирских дивизий. Старая Русса – Демянск – единственное шоссе, единственная железная дорога: чтобы разорвать Рамушевский коридор и уничтожить фашистов, нужно взорвать шоссе. Подходы к нему усиленно охранялись и были заминированы. Весь световой день в воздухе носились самолёты противника – до 50 в день. 384 СД воевала в чрезвычайно трудных условиях. Полки теряли личный состав, но продолжали не только задерживать противника – отражать яростные атаки фашистов. Таким образом, получив приказ 23 февраля 1942 года – сходу вступить в бой, овладеть штурмом городом Старая Русса, бойцы ежедневно вели наступление, гибли под бомбами, но не дали возможности фашистам взять Ленинград. Убито было в боях 3804 человека, ранено – 5839, пропало без вести – 314. За девять месяцев выбыло из строя 9957 человек, что составило 71,2 процента личного состава. Это основная причина расформирования 384 стрелковой дивизии.

Автор: Т. Котова