Медиакарта
1:43 | 29 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой

Война закончилась. И пушки замолчали,

И годы сгладили великую беду,

И мы живем. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году.

И от Камчатки до прославленного Бреста,

От Севастополя до мурманских широт

Печаль и радость по стране шагают вместе,

И снова память нам покоя не дает...

69 лет назад западные «цивилизаторы» шли на нашу землю, чтобы растоптать наши святыни и превратить народ в своих рабов. Народ поднялся на священную войну. 1418 долгих дней сражались советские люди за свое будущее – и на фронтах, и в тылу. Десятками миллионов жизней заплатила наша Родина, чтобы отстоять свою независимость, не склониться перед врагом.

Как известно, судьба страны в военное время решается на поле брани. Трудно найти семью, в которой события военных лет не оставили горечь потерь, не сохранили гордость за тех родных, которые и в бою, и в труде отстояли наше Отечество.

По сей день точно не установлено количество людей, сложивших головы за честь страны и вернувшихся с победой к себе домой. До сих пор поисковые отряды находят останки погибших и без вести пропавших солдат. Но бывает порой и так, что на фронте человек под пули шел и в госпитале был, домой вернулся, а по возвращению пришел в военкомат, сделал отметку - вот, мол, я вернулся, живой.

Затем поднимал страну из пепла, пахал, сеял, строил дома, дороги, растил детей...

Я заинтересовалась судьбой двух земляков, которых хорошо знаю и помню. Знаю их детей и внуков не понаслышке. Решила провести небольшой поиск и воскресить судьбу этих людей. Может быть к 70-летнему юбилею Победы мы увидим их имена на стенде, у обелиска, в клубе, в школе. Кто-то скажет спасибо их родственникам… Скипин Павел Дмитриевич родился в с. Няшино в 1913 г., в бедной крестьянской семье. Детей было у родителей трое - два брата и сестра. Как водилось в таких семьях, за неимением одежды, еды, дети в деревне заканчивали 4 класса и приучались к какому-нибудь ремеслу. Вот и Павел пошел на курсы трактористов при Орловской МТС. Вскоре молодой, высокий, красивый, широкоплечий парень сел за трактор, тогда еще «колесник», и стал осваивать навыки сельскохозяйственных работ. Земля, чуя силу железного коня и норовистость хозяина, покорялась им, старалась быть податливой, послушно распадалась на длинные черные ленточки от края и до края пашни. Тут же вместе с мужчинами трудились женщины, девушки, подростки. Работали на прицепах, готовили горячие обеды, были помощниками трактористов. Здесь Павел познакомился со своей будущей женой Риммой Васильевной. Поженились. Время летело быстро: работа в поле, дома – заготовка дров, сена, управа. И только ночь давала немного отдохнуть молодым супругам, помечтать о своем доме, о детях.

Неожиданно в 1939 году вспыхивает советско-финская война, и Павла призывают на службу. Так впервые мой герой понюхал порох. О плохом не думал, молод был, бесстрашен. Хотелось поскорей расхлебать все это и вернуться домой, заняться снова своим деревенским трудом. И это случилось.

Прошел год, и снова над нашей страной нависли черные тучи. Гитлер напал неожиданно, ранним утром, когда еще только занимался рассвет, в садах отцветали яблони, на полях колосилась озимая рожь, а деревенская молодежь возвращалась с посиделок, проводив своих любимых.

12 июля 1941 г. Павел Дмитриевич вместе со своим братом Акимом (в конце войны он погибнет от шальной пули) снова простился со своей семьей, еще и не подозревая, что жена «в положении», и ушел на фронт.

Опытный уже солдат участвовал в боях в составе 58 стрелковой бригады. Побывал в разных боевых ситуациях, о которых не хотел, не любил, а скорее всего не мог рассказывать после возвращения. Говорил только, что страха не было большого, было одно желание - стиснуть сильнее в руках винтовку и гнать врага…

В одном из боев в самую зимнюю стужу Павел получил серьезное ранение в ногу. Пуля задела кость и прошла навылет. Госпиталь, бинты, перевязки, костыли... К весне пошел на поправку - и снова на фронт, хотелось добить фашиста и домой, семья заждалась. Римма писала, что после работы вечерами шьют кисеты, набивают табаком для фронта, а еще отваривают картофель до полуготовности, режут на пластики, сушат в печке и все относят в Сельсовет.

В сентябре 1943 г. Павел Дмитриевич был демобилизован из Красной Армии по ранению и вернулся домой. Его вышли встречать жена и дочка Валя на еще неокрепших ножках, родившаяся в 1942 г без отца.

Встретила бойца и родная земля, заскучавшая без мужских рук, и сиротливые березки низко кланялись, протягивая тонкие веточки, приветствуя хозяина.

Отдыхать и расслабляться было некогда. Начались трудовые будни от зари до зари. Дома крыша течет, печь барахлит, забор покосился – везде нужны руки… Павел справлялся со всем. В семье родились еще две дочки - Таисья и Людмила – надо учить, одевать, обувать.

Когда перешли в совхоз, в Няшино стали проводить воду. Питьевая вода привозилась с озера Чесноково, за 2 километра. Павлу Дмитриевичу доверили управлять этой водной артерией. На лошади он уезжал к озеру на водокачку, качал воду, а также следил за исправностью труб, колонок и мотора. Однажды при раскопке порыва произошел несчастный случай: работа уже была вся завершена, но Павел решил еще раз удостовериться - все ли ладно сделали, и его накрыла обвалившаяся глина. Так трагически погиб очень ответственный, трудолюбивый человек, прошедший две войны, видевший все муки ада.

Дочери Павла Дмитриевича проживают на Красноорловской территории. Из военной биографии отца мало, что знают. Отец был строгий и молчаливый. Видели его дома редко, правда, замечали, что приходил всегда уставший, подтаскивая раненую ногу. Иногда в разговоре с мужиками доказывал, что войну выиграли сибиряки, а сибирская деревня выкормила ее. Документы, награды, военный билет выкрали соседские мальчишки и где-то спрятали. Очень горевал отец тогда. Помнится, было три награды, одна из них «За победу над Германией».

Здесь же живут трое внуков Павла Дмитриевича. Гордился бы ими дед сейчас! Сергей Егоров имеет крестьянское хозяйство и пашет эти же земли, что и дед. Ирина Анатольевна – глава администрации в Красноорлово, Светлана Анатольевна – зам. главы администрации в Казанском районе. Дочери Валентина, Таисья, Людмила - на пенсии. Все помнят, чтят память отца, деда, прадеда, гордятся им. И, конечно, у всех есть желание и право знать, что страна, за которую он воевал, тоже помнит своего героя.

«Тогда мысли хлестали одна другую...»

Сабанин Григорий Егорович, уроженец с. Няшино. Родился в крестьянской семье 21 января 1904 г. Закончил 4 класса начальной школы. Жили тогда семьи своим единоличным хозяйством. С малых лет дети трудились на своем клочке земли, ухаживали за скотом, помогали во всем родителям. Мальчик Гриша рос любознательным, обладал хорошей памятью, всем интересовался, задавал взрослым вопросы о жизни, о приемах работы с землей.

В стране происходили революционные перемены. В деревне образовались колхозы, и бедный люд спешил на коллективный труд в первых рядах. Семья Сабаниных тоже вступила в колхоз, Григорий соглашался на любую работу, а вечером размышлял, как можно эффективнее делать то или иное дело, любил почитать.

В 1926 г. Григорий был призван на действительную службу в ряды Красной Армии, был командиром отделения. По возвращению домой, паренька приметили и пригласили на работу в качестве парторга при Орловской МТС. У молодого солдата вскоре образовалась семья, родились дети. И немного-немало, а пятеро – три девочки и два мальчика. Григорий с женой очень старались, чтоб дети были обуты, одеты, учились. Но беда постучалась непрошено. В 1939 г умерла жена. Самой старшей дочери было 15 лет, а младшему сыну всего 1,5 годика. Не сразу на такую ораву найдешь женщину – жену и мать.

Григорий Егорович решает снова переехать в Няшино, т.к. там жила его сестра Евдокия. Где-то она поможет, поддержит, даст совет. Какое невыносимо тяжелое испытание выпало на долю этого человека! Говорят, что Бог дает такое испытание только тому, кто способен справиться с ним, т.е. сильному. И Григорий справился. Нашлась женщина из Бердюжского района, которая полюбила его и стала матерью пятерых сирот. Звали ее Евдокия. Уж такая видная да ладная была!

Все, казалось бы, стало на свои места, но проклятая война вихрем ворвалась в жизнь еще не окрепшей семьи. Однажды Григорий пришел домой и сказал жене: «Надо мне на войну собираться, созови детей». Погладил всех по головке, прижал к себе и сказал: «Ребятишки, я пойду воевать - так надо. Война скоро кончится, и я вернусь домой». Сердце стучало, кровь приливала к вискам, старшие поняли и очень встревожились, малыши выставили свои мордашки и ничего не понимали.

Это был август 1941 года. Григорий Егорович ушел на фронт. Никакой скидки на детей или отсрочки ему не дали, да он и не просил.

На фронте был командиром стрелковой роты, а затем политруком пулевой роты на украинском фронте. Здесь ему пригодился опыт работы парторга. Но на войне, как на войне, приходилось отвечать не только за свои действия, но за всех солдат, которых ему доверили - заниматься воспитательной работой с рядовым составом, создавать климат непримиримости к врагу, прививать чувство патриотизма и чувство долга перед Родиной. Самому быть примером во всем, а значит быть первым и вести за собой солдат. А кругом горело все – и земля, и небо, рвалось и живое, и мертвое, и мертвого было больше, огонь сносил все на своем пути, людям негде было спрятаться, некуда было бежать. «Когда на отдыхе, километров за пять от передовой, переводили дух, устанавливалась тишина, тогда только мысли хлестали одна другую, думалось о семье, о детях, о доме», - вспоминал потом Григорий.

Фронтовые письма были ниточками, которые связывали тыл и фронт, семью и солдата, веру и надежду на встречу. Изредка приходили письма и от Григория, очень короткие, торопливые: «Жив, здоров, бьем фрицев, гоним их с нашей земли, надеюсь скоро увидимся. Дуся, береги детей. Всех люблю, обнимаю. Ваш муж, отец и солдат».

Дуся и старшие дочери своим трудом отвечали на письма бойца. Косили вручную, работали на лошадях в колхозе. Когда лошадей потребовал фронт, вывели на поля коров. Так жила деревня. Ждала и получала редкие письма с фронта, благодарности от командования и, конечно, сообщения, от которых вой стоял по всей округе. Семья Сабаниных тоже получила известие о том, что Григорий ранен под Будапештом, находится в госпитале. Вскоре он был демобилизован – это уже была весна 1945года. Немного не дошел до Берлина наш боец. Вернулся домой победителем в звании офицера.

Старожилы рассказывают, что посылали за ним на станцию тройку лошадей, вся ребятня высыпала встречать героя. Вся деревня за околицей ждала солдата-победителя. Хоть и бытует среди военных пословица «не до ордена – была бы Родина…», но как все-таки к лицу эти заслуженные награды, красовавшиеся на груди нашего Григория Егоровича. Орден «Отечественной войны II степени», медаль «За победу над Германией», медаль «За освобождение Будапешта», «За доблестный труд».

Долго засиживаться дома не пришлось, Григория пригласили на колхозное собрание и единогласно избрали председателем колхоза. Первые послевоенные годы были очень трудные: и голодные, и холодные, но люди проявляли такой энтузиазм, такое желание наладить колхозные дела, что трудились, не жалея сил и не считаясь со временем.

Колхоз «Имени Ленина» крепчал день ото дня. Здесь было три полеводческие бригады, животноводческая и птицеводческая фермы, разводили племенную породу лошадей «орловский рысак». Население деревни составляло более 600 человек, только в начальной школе училось 80 детей, работало четыре учителя и военрук.

Старшие дочери из семьи Сабаниных уехали в город, в Ф.З.О., а сыновья Николай и Геннадий учились дома. Николай, закончив среднюю школу, получил диплом агронома и уехал по распределению в Новосибирскую область. Геннадий шел по стопам отца, был управляющим в с. Няшино, затем парторгом в совхозах «Красноорловский», «Ивановский».

А дядя Гриша при совхозе стал работать садоводом. Сад был посажен еще при колхозе. Вот здесь только пришлось ему немного побыть в тишине, наедине с природой, послушать разноголосье птиц, окунуться в атмосферу покоя… Сколько воспоминаний связано у нас, ребятишек послевоенного времени, с этим садом! Мы же не могли купить вкусности в магазине, т.к. их не было, а здесь яблони ломятся от плодов, сливы налились янтарным соком! Воспитывали нас строго, не смели мы сорвать яблочко. Редко, бывало, самые отчаянные сползают в сад и угостят всех. Дядя Гриша, как опытный командир, говорил нам: «Приходите в любое время, всегда угощу и домой еще дам, только веточки не ломайте, зелень не рвите».

Доброй души человек понимал жизнь не только людей, но и деревьев. Так до пенсии здесь и доработал.

Сейчас из детей Григория Егоровича нет никого в живых. В нашем районе живут и работают две внучки. Это Лукина Маргарита Геннадьевна – заведующая садиком «Родничок» и Паутова Ирина Геннадьевна – заместитель главы района. Они ответственно и со знанием дела трудятся в своих коллективах, гордятся своим дедом, а дед бы гордился ими.

Семья Сабаниных внесла достойный вклад в становление и развитие Тюменской области и своей малой родины.

Эти два человека - Скипин Павел Дмитриевич и Сабанин Григорий Егорович - вместе со всем народом одержали победу только потому, что были готовы заплатить за нее любую цену, даже погибнуть за Родину. Мы всегда будем в неоплатном долгу перед воинами-земляками, которые спасли жизнь своего и будущего поколения. Давайте рассказывать на страницах газеты, на встречах, на вечерах памяти о своих родных и близких - умерших, потерянных и живых. Молодое поколение должно знать историю своей страны, малой родины, свои корни, своих героев. Пусть нет в живых отца, но получить открытку к празднику с поздравлением и благодарностью за него дорого стоит для каждого из нас.

Из чистых-чистых поднебесных далей

На внуков и на правнуков глядят,

Те, кто за нас бесстрашно воевали,

Во имя жизни жизни не щадя.

Каких нечеловеческих усилий

Потребовала Родина от них!

Как беспощадно пули их косили

Всех без разбора – старых, молодых...

Далекие военные страницы

Нам открывает жизнь из года в год,

И мы с тобой обязаны гордиться,

Тем подвигом, что совершил народ!