Медиакарта
0:26 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сибирский углозуб и другие

редкие представители фауны и флоры в окрестностях Тобольска

О них, а также об исследованиях, которые проводит лаборатория экологии растений и животных в зоне рискованного земледелия Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН, рассказывает её руководитель – доктор биологических наук, профессор Николай Ильминских.

– В нашей лаборатории работают специалисты разных областей знания: ботаники, зоологи, лихенологи (изучают лишайники), микологи (изучают грибы) и другие. В центре нашего внимания находится экология экосистем, видовое богатство, или биоразнообразие. Мы занимаемся как функциональными разработками, так и прикладными. Эти исследования очень взаимосвязаны: часто фундаментальные разработки находят прикладное применение.

Основная исследовательская работа сотрудников лаборатории начинается весной, когда пробуждается природа. И весь летний сезон мы производим обследования в разных местах. Активно изучаем биоразнообразие Среднего Прииртышья, охватывающего довольно обширную территорию. Ведь только Уватский район – больше некоторых европейских стран, например, Дании. Мы тщательно изучаем территорию около стационара «Миссия», входящего в состав Тобольской комплексной научной станции. Он находится в Уватском районе на берегу Иртыша. Раньше там располагалась база иркутских ученых – географов Сибирского отделения РАН.

Уже несколько лет мы ведем исследования на территории, площадь которой составляет порядка трёхсот квадратных километров. В тех местах природная среда сохранилась почти в первозданном виде. Подробно изучаем лишайники, грибы, растения, насекомых, то есть всё живое, что населяет эту местность.

В последнее время активно проводили исследования на промышленной площадке, где действуют предприятия «Тобольск-Нефтехим» и «Тобольск-Полимер».

– В каком состоянии находится экология на территории Тобольского нефтехимического комплекса? Там произошли какие-нибудь негативные изменения в связи со строительством и пуском производственных мощностей?

– Следует сказать, что на территории, где находятся крупные нефтехимические производства, природа довольно интересная. Там нет угнетающих концентраций загрязняющих веществ и других значимых воздействий на окружающую среду. На чём основано моё утверждение?

Мы очень тщательно обследовали всю территорию. В этой работе участвовали разные специалисты. Научные сотрудники работали во всех местах промышленной площадки НХК и нигде не обнаружили организмы-тератоморфы, то есть уродливые растения, недоразвитые насекомые, свидетельствующие о неблагополучной экологии. Особое внимание обращали на биоиндикаторы – тестовые виды организмов, которые очень чутко реагируют на все нарушения окружающей среды, очень ранимы при малейших изменениях экологии. Такими биоиндикаторами являются в первую очередь лишайники и орхидеи.

На территории НХК мы нашли три вида очень редких лишайников, в том числе лишайник лобария лёгочная (Lobaria pulmonaria), занесённый во все Красные книги. Также обнаружили три вида орхидей: мякотницу однолистную (Malaxis monopfyllos), гудайеру ползучую (Goodyera repens), любку двулистную (Platanthera bifolia). У этих растений высокая степень уязвимости. Тем не менее орхидеи прекрасно себя чувствуют: крепкие, жизнестойкие.

Совершенно случайно попалось в ловушку редкое земноводное сибирский углозуб, похожее на ящерицу и ведущее ночной образ жизни. Это земноводное тоже является биоиндикатором и обитает только в экологически чистой природной среде.

Нас сильно удивило то, что на промышленной площадке просто кипит дикая жизнь. Там имеется небольшой водоём, где гнездится больше десяти видов перелётных птиц: утки кряквы и чирки, кулики, чибисы и другие. Из животных встречаются прямо на территории завода «Тобольск-Полимер» зайцы и ежи. Кстати, ёж обыкновенный занесён в Красную книгу Тюменской области.

В этом году мы изучали весеннюю миграцию перелётных птиц над территорией нефтехимкомплекса. Перед нашей лабораторией поставили конкретную задачу: выяснить, погибают или нет перелётные птицы в пламени факелов, находящихся на предприятии «Тобольск-Полимер».

Научные сотрудники лаборатории обследовали всю территорию, провели анкетирование и опросы работников предприятия, среди которых, кстати, немало охотников, рыбаков, любителей родной природы. Мы не выявили ни одного случая гибели птиц в пламени факелов.

– Николай Геннадьевич, какие ещё научные исследования, разработки ведёт ваша лаборатория?

– В ведении нашей лаборатории имеется базовый стационар «Червянка», который находится в Уватском районе. Местность очень живописная. Стационар расположен на холме. Это один из отрогов тобольского материка. На 40 гектарах земельных угодий проводим разные эксперименты по прикладной экологии.

Активно ведём научные разработки по такой важной проб-леме, как очистка почвы от засолённости. Эта проблема особенно остро стоит в тех регионах, где добывают нефть. Попадание хлоридов натрия и калия, а попросту солей, в северную экосистему – это шок для природы. Экосистемы севера не приспособлены для борьбы с засолённостью.

Засолённость почв происходит в основном при добыче углеводородного сырья. Нефтяники знают, что на промыслах из земных недр добывают флюиды – жидкость, в которой содержится не более 10% нефти. Только после сепарации флюидов получают товарную нефть, которую отправляют на дальнейшую переработку. Остальные 90% (а это многие миллионы тонн) – очень солёная жидкость – пластовые минерализованные воды, которые закачивают обратно в подземные пласты. К сожалению, на промыслах случаются разливы этой минерализованной воды, и в результате происходит засоление почвы.

Мы разрабатываем методы очистки засолённых почв с помощью растений. Эти растения-галофиты впитывают соли, находящиеся в почве. На опытных делянках проводим исследования, высевая разные виды растений-галофитов, и с их помощью производим очистку засоленных участков.

Уже выявили и опробовали несколько видов дикорастущих галофитных растений. Во время исследований получили хорошие результаты по очистке засоленных почв, в том числе и на заболоченных местах. В скором времени наша лаборатория сможет поставлять нефтяным компаниям семена растений-галофитов, чтобы эффективно решать проблему засолённости почв. Также будем разрабатывать инструкции по использованию наших методов выращивания галофитных растений на засоленных участках промыслов.

– В последние десятилетия в сельскохозяйственных районах происходит утрата угодий, которые не обрабатываются. Ваша лаборатория что-то предпринимает, чтобы остановить эти губительные процессы и возвратить сельхозугодья в оборот?

– Действительно, это очень острая проблема. В Тюменской области уже порядка 200 тысяч гектаров заброшенных сельхозугодий. Сокращаются площади полей, лугов, пастбищ. Во многих местах сельхозугодья уже заросли лесом, кустарником. Наши предки вложили огромный труд, чтобы создать пашни, сенокосы, пастбища, а теперь происходит запустение этих земель.

Наша лаборатория не остаётся в стороне от решения этой проблемы. Мы разрабатываем способы реанимации сельхозугодий. В стационаре «Червянка» на делянках ведём работы по восстановлению заброшенной пашни, заросшего луга. И уже достигли определённых результатов. Например, придумали способ выкорчёвки лесного подроста. Также опробовали другие методы возрождения сельхозугодий.

Нашу деятельность в этом направлении одоб­рил заместитель губернатора Тюменской области, руководитель областного департамента АПК Владимир Чейметов. Он рекомендовал продолжать работы по реанимации заброшенных сельскохозяйст-венных земель.