Медиакарта
12:15 | 2 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Приоритет – в воспитании и развитии

Приоритет – в воспитании и развитии
15:49 | 03 сентября 2014
Источник: Красное знамя

Программу действий коллективов образовательных учреждений и их педагогов содержало выступление первого заместителя главы администрации Тюменского района Светланы Ивановой на районной педагогической конференции учителей, состоявшейся 27 августа в Каменском МО. Ниже приводим его в некотором сокращении.

  • Второй год по инициативе правительства Тюменской области и регионального департамента образования и науки изменён формат проведения традиционной августовской конференции. С 19 июня по 20 августа в образовательных учреждениях прошли единые методические дни, предшествующие пленарным совещаниям, был проведён анализ внутренней структуры профессиональных связей и ресурсов коллективов.

25 августа руководители района и образования, члены педколлективов принимали участие (кто-то в очном режиме, кто-то смотрел трансляцию в сети Интернет) в отраслевом педагогическом совещании, на котором первый заместитель губернатора области определила актуальные задачи развития регионального образования, в соответствии с которыми хотелось бы определить основные направления движения образования в районе и профессионального развития педагогов на новый учебный год.

Первостепенной является необходимость приведения в соответствие возможностей и потребностей качества образования. В образование в последние годы вкладываются значительные средства, как из областного, так и местного бюджета: на капитальные ремонты, на оснащение автоматизированными рабочими местами учителей, поставки учебников и оборудования, на оплату семинаров и курсов для педагогов, и эта практика будет продолжаться. Любые вложения должны приносить дивиденды, и в первую очередь, должны отражаться на качестве образования.

Чтобы достичь оптимального баланса, необходимо неформальное отношение к делу. Недостаточно отремонтировать стены школы, нужно в них вдохнуть жизнь. Примером тому служит формирование образовательной среды, в которое включились все образовательные организации области. Хочу напомнить руководителям школ и детских садов: пространство образовательного учреждения должно эффективно работать на развитие личности ребёнка.

Задача управления образования при этом - замечать творческую инициативу, качественную работу и в соответствии с показателями результативности отмечать педагогов и руководителей.

В прошлом году работники образования были переведены на эффективные контракты, в которых предусмотрена система показателей, направленная на мотивацию роста качества и эффективности работы. После периода апробации следует проанализировать показатели результативности. Социальную ориентацию и прозрачность этих показателей может обеспечить привлечение к экспертизе общественности, авторитетных педагогов и руководителей.

Совсем не случайно в работе педагогической конференции принимают участие руководители других ведомств социальной сферы (культуры, спорта и молодёжной политики), потому что межотраслевое взаимодействие является ещё одним залогом успеха. Ещё одним приоритетом является обеспечение оперативного внедрения эффективных технологий и методов в штатный режим работы всех педагогов и управленцев, что предполагает обеспечение контроля (включая общественный) и стимулирование своевременного и качественного завершения начатых инициатив.

Повышением компетентности наших педагогов через проведение единых методических дней и участие в ярмарках педагогических идей – тоже является требованием времени. Не стоит забывать о деятельности базовых школ, стажировочных и пилотных площадок, в практику работы которых тесно вошло проведение дней открытых дверей, семинаров, собирающих сменные творческие группы педагогов.

Отдельно необходимо сказать о поддержке и развитии одарённых детей. Мы заинтересованы, чтобы талантливые ученики, став квалифицированными специалистами, возвращались для трудоустройства обратно в район. Для этого очень важно постшкольное сопровождение. Например, в традиционном районном конкурсе «Моя будущая профессия – учитель» с каждым годом принимает участие всё большее количество старшеклассников, при этом поступают на педагогические специальности лишь единицы. В 2015 году закончат ВУЗы 5 участников первого конкурса, пока на работу в школы района собираются двое. Может быть, потому что не было постшкольного сопровождения?

Ещё одно начинание, которое, возможно, стоит возродить – школу для одарённых детей «Интеллект». Когда по субботам самых лучших учеников района собирают в одной школе и с ними занимаются лучшие в своей области педагоги района. Это как раз к разговору о социальном капитале и горизонтальных связях, о необходимости исключить внешнюю конкуренцию, когда речь идёт о качестве образования в целом.

Одним из важных направлений в работе должно стать эффективное применение на практике имеющейся инфраструктуры, технических средств, интерактивных технологий. Понятие имеющейся инфраструктуры необходимо рассматривать широко. Так, например, у нас уже имеется опыт сотрудничества с областной научной библиотекой и филиалом президентской библиотеки, на 2014-2015 учебный год запланированы ознакомительные экскурсии и библиотечные уроки для двух тысяч школьников района. Пять учреждений в полной мере имеют возможность пользоваться электронными ресурсами президентской библиотеки дистанционно.

Развивается в районе и робототехника и лего-конструирование. Они должны использоваться в системе, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности. Использовать имеющийся ресурс необходимо не только для ограниченного числа учащихся, а максимально. Если в Новотарманской школе имеются комплекты для робототехники и лего-конструирования, то они должны использоваться и обучающимися двух её филиалов.

Большое внимание должно уделяться применению на практике современных методов работы с родителями. Необходимо чаще вступать с ними в диалог, включать их в государственно-общественное управление образовательной организацией. Опыт проведения районных конференций председателей управляющих советов показал, что родители с готовностью откликаются и предлагают свои пути решения различных вопросов. Если родительские конференции в школах уже вошли в практику работы, то конференция с председателями родительских комитетов детских садов в этом году прошла впервые и очень успешно. Сами родители выступили с инициативой проводить такие конференции два раза в год с размещение видеозаписи конференции в сети Интернет, чтобы как можно большее количество родителей могло посмотреть, столь полезным показался им состоявшийся диалог. Подобные мероприятия позволяют стать педагогам и родителям единомышленниками, снижают уровень конфликтности между участниками образовательного процесса, позволяют приумножить социальный капитал и, как следствие, влияют на повышение качества образования.

Формировании горизонтальных связей и конструктивного сотрудничества – ещё одна актуальная задача. В прошлом году уже начата практика проведения межпредметных заседаний районных методических объединений, что очень важно в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Стоит развивать и сетевые сообщества, в рамках которых педагоги имеют возможность обмениваться наработками и распространять опыт. Необходимо поддерживать атмосферу творческого диалога на уровне района, и на уровне образовательных организаций. Должна продолжиться практика совместной разработки педагогами индивидуальных траекторий обучения учащихся, совместная разработка уроков с учётом особенностей отдельных классных коллективов. При этом нельзя забывать, что современное понимание миссии учителя не в научении и выдаче определённого набора знаний, приоритет - в воспитании и развитии ребёнка.

Ещё один способ достижения нового уровня качества образования – отбор и ротация руководителей. С этой целью в прошлом году мы организовали школу резерва, в рамках которой произвели отбор потенциальных претендентов на руководящие должности, которые имеют не только возможность общаться друг с другом, но и с действующими управленцами, т.к. занятия с резервистами проводят специалисты управления образования, а практикумы и стажировки пройдут в образовательных организациях района. Этот проект позволяет сформировать группу будущих руководителей, способных к конструктивному сотрудничеству по горизонтали. Стоит отметить, что из числа слушателей школы резерва трое начинают новый учебный год в должностях руководителей.

Чтобы противопоставить идеологии потребительства и социального эгоизма нравственную культуру, гражданскую активность и позитивные жизненные ценности, предстоит провести большую аналитическую работу результативности проводимой воспитательной работы с детьми и молодёжью. Проведённый анализ позволит понять, на каком уровне мы находимся в вопросах воспитания подрастающего поколения и принять необходимые управленческие решения, исключающие формальное отношение к исполнению своих задач и функций.

Уважаемые коллеги! Как видите, многое уже делается, но многое ещё предстоит сделать. Хочу всем пожелать успехов, терпения и настойчивости в решении поставленных задач!