Медиакарта
22:29 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Республика» добрых и полезных дел

«Республика» добрых и полезных дел
14:17 | 22 декабря 2014

21 ноября Вагайская средняя школа отметила славную дату – 17-ю годовщину создания ученической организации «Республика «Мы».

А начиналось все так. В конце 90-х, когда комсомольская и пионерская организации, как говорится, канули в лету, остро встал вопрос о том, какой быть детской организации. Переходный период длился довольно продолжительное время. Ясно было одно: ученическая организация должна быть вне политики, в ее деятельности не должно быть идеологической составляющей.

Вот тогда, в 1997 году, и была в Вагайской средней школе сформирована детская организация. Помнится, тогда был объявлен конкурс на наиболее выразительное ее название. Было предложено много вариантов. Один из классных коллективов предложил назвать школьную организацию только что вошедшим в активный словарь многих взрослых и детей словом «тинейджер» (в переводе с английского – подросток). Однако общешкольная конференция большинством голосов предпочла «Республику «Мы», тем самым подчеркивая демократический характер организации, устройство в ней такого правления, при котором власть принадлежит выборным представительным органам. Следуя Конституции этой страны для школьников, полномочия законодательного и исполнительного органа в одном лице (парламента /правительства) «Республики» длятся один год, как и полномочия всех других выборных органов власти.

Вот уже второе поколение учащихся вскоре окончит школу в условиях действия нормативно-правовой базы «Республики», существенных изменений в ее структуре не произошло: общешкольная конференция как высший орган самоуправления – парламент (правительство) - министерства – классные комитеты, соответствующие тому или иному профилю работы, возглавляемые главами. Каждый классный коллектив, представляющий в этой стране детства особое образование, имеет свой особый статус и свои органы, наделенные властными полномочиями.

Если позволяет время, при посещении школы в связи с теми или иными обстоятельствами я непременно захожу в кабинет организатора детского движения (старшей вожатой) Елены Юрьевны Тарасовой. Не было случая, чтобы я застал ее одну. В кабинете всегда полно детей самого разного возраста: что-то обсуждают, планируют, предлагают, спорят.

Кажется, что право, закрепленное ст. 34 Закона «Об образовании в Российской Федерации», предполагающее учет их мнения в управлении образовательным учреждением, они реализуют в полной мере.

Вот и на сей раз, дней за 10 до празднования годовщины «Республики», при посещении школы я в очередной раз имел возможность наблюдать за заинтересованным обсуждением в тесном, но уютном кабинете старшей вожатой какого –то пункта ноябрьского плана.

Ученическая организация живет интересной, насыщенной разнообразными формами деятельности жизнью. А управляет ею школьное правительство в составе президента «Республики» Анастасии Жировой, министров Арины Антипиной, Ксении Ослиной, Ольги Голошубиной, Евгения Кабулова, Кристины Шаргиной и Кристины Мингалевой, избранными на высокую должность в сентябре.

Основная задача ученического самоуправления в сентябре заключалась в содействии педколлективу школы в организованном начале нового учебного года, достойном проведении предвыборной кампании, организации выборов и проведении инаугурации президента «Республики». Кроме того, предстояло сформировать классные органы самоуправления. Одновременно с этим шла напряженная подготовка к Дню учителя, подготовлена и проведена, как это традиционно бывает в начале учебного года, акция, связанная с соблюдением Правил дорожного движения, поздравляли ветеранов с Днем пожилого человека, а учащимся, только что перешедшим из начального в среднее звено, рассказали о «Республике», ее традициях и планах на предстоящий год.

Не менее насыщенным был и октябрь. Основным мероприятием этого месяца был День самоуправления в школе, день, в который вся иерархическая лестница должна была сработать предельно четко. И провели его, по общему мнению, на должном уровне.

Отношение учителей к Дню самоуправления неоднозначное: кто-то считает это пустым времяпрепровождением, другие – иначе. На мой взгляд, основная трудность заключается в грамотно и профессионально построенном педагогическом сопровождении этого мероприятия, в его тщательной подготовке, продуманной до деталей, психологической подготовке школьников воспринимать своих одноклассников, друзей, выступающих в этот день в роли учителей, руководителей, в ином качестве.

При соблюдении этих условий, вступая в деловое общение с учителями, вовлекаясь в общественно-значимую социальную деятельность, дети действительно становятся субъектами, участниками образовательного процесса.

В Вагайской школе это удалось.

В октябре, кроме того, юные граждане «Республики» занимались интересными для них и полезными делами: «Веселые старты» (5-6 кл.), конкурс стихов, посвященный юбилею М.Ю. Лермантова, конкурсная программа «Мы за здоровый образ жизни» (7 кл.), посвящение пятиклассников в «республиканцы», дискотека «Люди в красном», не мог не вызвать интереса девочек мастер-класс по макияжу, парикмахерскому искусству, дизайну ногтей…

Особая роль в устройстве школьной жизни принадлежит министерствам образования и дисциплины и порядка, они ближе других органов самоуправления к учебному процессу. Поэтому они занимаются организацией ежедневного дежурства, контролируют своевременную явку школьников на занятия, проверяют отношение школьников к учебникам, готовят аналитическую информацию к общешкольным линейкам…

Условием эффективного функционирования ученического самоуправления является постоянное обучение и самообразование актива, стиль педагогического управления, считает Елена Юрьевна. Поэтому еженедельно она проводит правительственную планерку, где речь идет о приемлемых формах реализации членами школьного правительства права на участие в управлении школой, участия детей в решении вопросов учебно-воспитательного процесса. А в сентябре, после выборов и назначений, учеба носила персонифицированный характер: детей предстояло научить работать, помочь разработать план совместных действий. Регулярно консультирует членов правительства и Елена Владимировна Корытова, заместитель директора школы по воспитательной работе, привнося в работу органов самоуправления требования сегодняшнего дня.

«Надо сказать, что при планировании работы на перспективу, как правило, на месяц, - говорит Елена Юрьевна, - в центре внимания школьного правительства, учителей, осуществляющих педагогическое руководство, находится какое-либо ключевое мероприятие, наиболее важное на тот момент, вокруг которого и разворачивается многогранная работа ученического и педагогического коллективов. Таких узловых мероприятий может быть и два, но не более. Таким, к примеру, оказался ноябрь. Ключевыми мероприятиями стали подготовка к празднованию дня рождения «Республики «Мы» и Дня матери. В рамках подготовки к последнему из них проводятся и будут проведены конкурс стихов собственного сочинения «О самой прекрасной хочу рассказать», сочинений о маме, конкурс рисунков «Моя мама лучшая на свете», идет подготовка праздничных поздравительных открыток мамам».

Пристального внимания школьного правительства и главы «Республики» Жировой Насти потребовала и подготовка к годовщине организации. Параллельно с этим – кропотливая текущая работа: рейды по проверке школьной формы, посещаемости уроков, викторина, связанная с формированием дисциплинированного, знающего ПДД пешехода, проведение акции «Мы за здоровый образ жизни», учеба актива и т.д.

Коренные изменения, происходящие сейчас в системе образования, ученическое самоуправление также выведет на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема здесь – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса, формирующегося в сфере деятельности, воспитание социализированного человека. В Вагайской школе эта задача решается достаточно убедительно.

Ишмухамет Гайсин