О задачах полпреда, оценке работы губернаторов и принципах управления регионом шла речь в беседе члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского с полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе, членом президиума АЮР Николаем Винниченко.
Михаил Барщевский: Николай Александрович, объясните, пожалуйста, в чем заключаются обязанности полпреда в федеральном округе?
Николай Винниченко: Полпред - это политическая фигура. Его основная задача - проведение политики президента на территории округа и входящих в него субъектов. Мы следим за исполнением экономических и политических инициатив главы государства, осуществляем контроль выполнения его поручений.
Барщевский: А какие у вас полномочия? Насколько я понимаю, вы не можете снять губернатора или министра правительства. С формальной точки зрения у вас административных полномочий ноль.
Винниченко: Наши контрольные функции непосредственно связаны с полномочиями. Аналог нашего контрольного департамента - Контрольное управление президента. По результатам проверок мы вносим предложения, в том числе и о наказании виновных.
Барщевский: Кому вы вносите предложения?
Винниченко: Руководителям тех органов, которые мы проверяем. А это губернаторы и руководители федеральных структур. Если говорить об ответственности самих губернаторов, наша позиция учитывается при принятии решений о продлении их полномочий и при назначении новых руководителей субъекта. Если речь идет о наказании руководителя федерального уровня, мы обращаемся к его начальнику в Москве.
Сейчас администрация президента прорабатывает возможность расширения полномочий полпредов с точки зрения их влияния на лиц, занимающих федеральные должности.
Барщевский: За что вы в большей степени отвечаете -за выборы или состояние дорог?
Винниченко: С меня, как и с любого губернатора спрашивают за все. Нужно, чтобы и состояние дорог было удовлетворительным, и чтобы выборы проходили без нарушений, а главное, чтобы не возникало обострения социально-экономической обстановки. Кстати, последние президентские инициативы - модернизация экономики, повышение энергоэффективности, внедрение инноваций - это тоже непосредственно наша задача.
Барщевский: А вы какие-нибудь управленческие решения подписываете?
Винниченко: Если говорить об управленческих решениях в экономике региона, создан проект «Урал Промышленный -Урал Полярный». Фактически это государственная корпорация, капитал которой сформирован за счет вкладов субъектов и нами контролируется. Сегодня он, по сути, выступает инновационным агентством по комплексному освоению окружной территории.
Определены четыре основных направления - строительство автомагистралей и железной дороги, геологоразведка и разработка сырьевой базы, энергетика, лесопереработка. Решения, которые принимаются при моем непосредственном участии, безусловно, управленческие. Например, недавно очередное заседание попечительского совета в Салехарде, где я председательствовал, определило стратегию развития корпорации в кооперации с субъектами.
Барщевский: А что в вашем регионе происходит со строительством дорог?
Винниченко: Регион делится на индустриальный юг, куда входят Свердловская и Челябинская области, здесь же и сельскохозяйственная Курганская область, и богатый природными ископаемыми север -Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область. С дорогами плохо везде. Но в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, в Зауралье хотя бы развита дорожная инфраструктура. Хуже обстоит дело на северах. Сейчас мы в рамках глобальной стратегии экономического развития округа приступили к строительству дороги Салехард - Надым. Она необходима не только для доставки больших объемов жидких углеводородов в порты европейской части России, но и для освоения других богатейших месторождений Ямала.
Губернаторам ставят оценки
Барщевский: Скажите, вам помогают или, наоборот, мешают юридическое образование и опыт работы юристом в сегодняшней должности?
Винниченко: Сейчас помогают. В начале работы я ощущал давление собственного, скорее административного менталитета, который не позволял быть гибким в общении с губернаторами и при решении острых вопросов. Иногда мне просто хотелось стукнуть кулаком по столу и отдать команду выполнять. Потом я понял, здесь это не работает. Институт полпредства - не административная система в прямом смысле слова, а в большей степени система, выполняющая координирующую роль. У каждого субъекта свое видение развития региона. Мы решили унифицировать подходы, разработали единую систему оценки эффективности работы губернаторов. Надеемся, эти меры, а также внедрение духа соревновательности между субъектами позволит выровнять регионы. На этот счет у нас есть поручение президента.
Барщевский: Не жалеете, что ушли с чисто юридической работы?
Винниченко: Собственно, я на ней фактически остался. Почти все вопросы, которые приходится решать: оценка инициатив субъектов, совершенствование системы ЖКХ, бесперебойное функционирование оборонно-промышленного комплекса, работа с недобросовестными собственниками и даже производство зерновых в значительной степени связаны с юриспруденцией и правом.
Требуются конкуренты
Барщевский:Многие инициативы президента буксуют из-за отсутствия реальной политической конкуренции. Ощущение монополизма во власти делает всех ленными и не очень исполнительными. Если бы была настоящая альтернативная партия, она заставляла бы партию, находящуюся у власти, крутиться намного быстрее и эффективнее. Вы согласны с таким утверждением? Видите ли вы эту проблему на месте?
Винниченко: На мой взгляд, инициативы, озвученные в президентском Послании, как раз направлены на эволюционное изменение нынешней ситуации. Мы обобщали предложения, поступавшие с территорий, и готовили для администрации президента рекомендации, чтобы подготовить почву для создания в стране политической конкуренции. Последние выборы показали, что пассивность электората уходит, когда партии, их представители и выдвигаемые ими программы действительно конкурируют между собой. Конкуренция серьезно подталкивает партии не только для выработки креативных идей, но и для их реализации. Только не нужно действовать революционными методами. Политическая жизнь и взаимоотношения между партийными структурами - это очень тонкая материя. Ошибки здесь непозволительны. Эволюционный путь сведет их к минимуму.
Барщевский: Сейчас очень многие призывают остановить законодательный водопад - Ниагарский водопад законов. Вы, полпред президента, хотя бы успеваете прочесть все законы, которые принимает Госдума?
Винниченко: Нет, я их пробегаю, так же как и постановления правительства, стараясь уловить существо. То, что касается нашей проблематики, конечно, анализируется более глубоко. Все законы я прочесть не успеваю, говорю вам откровенно.
Барщевский: Ваше отношение к Ассоциации юристов России? Что вы ждете от этой организации?
Винниченко: Считаю ориентацию нынешнего руководства Ассоциации на практические дела совершенно правильной. Ассоциация должна участвовать, как сейчас и происходит, в выработке предложений для президента, экспертизе наиболее важных стратегических законопроектов, высказывать и доводить до общественности консолидированное мнение юридического сообщества по наиболее резонансным вопросам, волнующим общество. Очень интересный пласт работы - региональные нормативные базы. Здесь помощь ассоциации своим филиалам в субъектах незаменима. Когда я, будучи членом президиума ассоциации, возглавил округ, в половине субъектов не было отделений АЮР. Мы привлекли лучшие юридические умы, возобновили связи с нашими учеными, с Уральской государственной юридической академией и в течение полугода исправили ситуацию.
Барщевский: На мой взгляд, в наше административно-территориальное деление по национальному признаку заложена мина замедленного действия. Если в округах упразднить губернии, отсутствие формального разделения через 30-40 лет приведет к формированию российского народа. А сохранение административно-территориального деления во многих случаях в основном по национальному признаку - это путь в никуда. Согласны вы с этим тезисом?
Винниченко: В Уральском регионе существующая форма административно-территориального деления оправдана. В национальных образованиях -Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах серьезное внимание уделяется коренным и малочисленным народам. Статус их территорий позволяет лучше учитывать интересы коренного населения во взаимоотношениях с нефтяными компаниями. Ни одно решение по прокладке нефтепровода или открытию скважины не принимается без поддержки, оказываемой развитию региона.
Ключевой вопрос
Барщевский: Считаете ли вы, что восемь федеральных округов - это и есть идеальная модель административно-территориального деления России?
Винниченко: Может быть. Серьезных недостатков существующей системы управления я не вижу. Главный изъян находится на муниципальном уровне. По моему глубокому убеждению, в условиях посткризисного развития России более тысячи муниципальных образований, притом что они все дотационные, а большая часть сельских поселений даже не окупает затраты на содержание собственного аппарата, слишком большая роскошь. Тем более что на местах выявляется очень много недостатков.
Телефон «горячей линии» связи полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе в центральной приемной (343) 371-91-91, 620014, г. Екатеринбург, Набережная рабочей молодежи, 2.
Материалы «Юридической недели» подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
_«Российская газета» - Неделя □ 5276 (197) от 2 сентября 2010 г_.
http://www.rg.ru/2010/09/ 02/vinnichenko.html