В настоящее время все более пристальное внимание уделяется качеству образования, работе с детьми с высоким уровнем познавательной активности. Не случайно уже на правительственном уровне определяются рейтинги школ: топ – 25 лучших школ, топ – 500 лучших школ, лучшие сельские школы, лучшие школы по результатам олимпиад, школы, обеспечившие наиболее высокий уровень подготовки в профильных областях…
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетных социальных задач современного образования, поскольку от ее решения в конечном итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал и региона, и государства в целом.
В один из дней осенних каникул, 27 октября, учительство района в рамках принципиально новой для них формы повышения профессиональной компетентности – единого методического дня – обсудило проблемы организации работы с детьми с высоким уровнем познавательной активности.
Об этом важном компоненте системы методической работы и о том, как предполагается строить работу с одаренными школьниками, рассказала заведующая методическим кабинетом управления образования Т.П. Копотилова.
– Татьяна Прокопьевна, единый методический день (ЕМД) как форма повышения профессионального уровня, компетентности, методического мастерства в практике работы вагайского учительства используется впервые. В чем его суть?
– Эта форма свою жизнеспособность уже доказала. Хотя до сих пор мы ее не использовали, в известной степени вагайским учителям она знакома.
Впервые ЕМД прошли в рамках августовской педагогической конференции 2013 года, когда обсуждался вопрос психолого-педагогического сопровождения ребенка. 27 октября мы говорили о технологиях работы с одаренными детьми.
Суть же его в том, что в рамках этого методического дня талантливые учителя школ района продемонстрировали модель реализации углубленной подготовки по четырем направлениям: естественно – научному, физико-математическому, информационно-технологическому и социально– гуманитарному. Надо, вероятно, сказать и о том, что повышение квалификации учителей с целью их подготовки к работе с одаренными детьми соответствует требованиям программы внедрения профессионального стандарта.
– Кто принимал участие в проведении единого методического дня?
– Все учителя и учащиеся – победители школьного тура Всероссийской олимпиады учащихся, кроме учителей и учащихся школ, расположенных за Иртышом. Всего детей 7-11 классов было более 150.
– Насколько эффективно, на Ваш взгляд, была построена эта работа?
– Самыми предпочитаемыми формами методической работы учителя всегда считали открытые уроки и мастер-классы. Именно там наиболее эффективно происходит распространение передового педагогического опыта. Поэтому со школьниками в самых разнообразных формах проведены урочные занятия и мастер-классы. Так, учащиеся 9-11 классов под руководством учителя биологии В.М. Айнуллиной решали олимпиадные задачи, другая группа учащихся 9-11 классов под руководством Н.М. Мурзиной (Карагайская школа) анализировала структуру олимпиадных заданий по обществознанию, Канева Н.В. (Дубровинская средняя школа) со старшеклассниками провела занятие по теме «Философские взгляды мыслителей средних веков и нового времени» и т.д. Таких разновозрастных групп было сформировано более 20-ти, и в каждой из них опытные учителя с использованием эффективных технологий и методов в самых разных формах провели учебные занятия. Надеюсь, что, проводя единый методический день, цели своей мы достигли.
– Результат, эффективность мастер-класса, урока в первую очередь зависит от того, кто его проводит, иными словами, от профессионализма учителя. Кому методический кабинет управления образования доверил столь ответственное дело?
– Это более 20 учителей разных школ района. Перечислять всех, думаю, нет необходимости. Скажу лишь, что это авторитетные педагоги, профессионалы достаточно высокого класса: шестеро вагайских учителей, пятеро – карагайских, по три учителя Зареченской, Юрминской школ, по два – Черноковской, Дубровинской и Комсомольской школ и один – Казанской.
– Татьяна Прокопьевна, работе с одаренными детьми в той или иной степени школа уделяла внимание всегда, но на уровень государственной политики в сфере образования эта задача выведена в последнее время. Что бы Вы посоветовали коллегам в связи с этим?
– Хочу напомнить простую истину: одинаковых детей нет, у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы. Поэтому главное в работе с одаренными детьми – это понять и принять их такими, какие они есть, – с их талантами и недостатками.
Как правило, многие учителя уверены, что одаренные дети – это дети, отлично успевающие, и не готовы к тому, что среди учащихся, которые «звезд с неба не хватают», вполне могут быть дети, имеющие высокие способности.
Кроме того, считаю необходимым напомнить, что согласно «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических кадров общеобразовательных организаций» в не столь отдаленной перспективе предполагается внедрить профессиональный стандарт педагога. Уже в 2015 – 2016 годах предполагается провести апробацию методики оценки соответствия педагогического работника уровню профессионального стандарта. А умение работать с детьми этой категории входит в число обязательных требований. Нет сомнения в том, что Тюменский регион, как одна из территорий, где к инновациям относятся очень чутко и внимательно,непременно окажется в числе экспериментальных площадок.
К публикации подготовил Ишмухамет Гайсин