Медиакарта
15:22 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспитать человека и гражданина

Воспитать человека и гражданина
10:23 | 29 декабря 2014

27-28 ноября в областном центре состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Диалог культур, формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения», посвященная 70-летию образования Тюменской области.

Ученые, руководители, учителя общеобразовательных учреждений в течение двух дней искали пути решения сложнейших задач гражданского воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях, занимались поиском новых концепций, моделей, форм, технологий и средств, нацеленных на формирование гражданской идентичности.

О степени актуальности обсуждаемой проблемы, ключевая роль которой в формировании национального самосознания была отмечена еще Концепцией модернизации российского образования, свидетельствует, в частности, и круг участников, привлеченных для ее обсуждения. В работе конференции приняли участие В.А. Столяров, председатель комиссии по социальной политике Тюменской областной думы, И.В. Бобров, заместитель председателя комитета по делам национальностей областной администрации, несколько руководителей высших учебных заведений, руководители национально-культурных автономий сибирских татар и российских немцев, сотрудники департамента образования и науки, института развития регионального образования, делегация из Татарстана, руководители и учителя школ с этнокультурным компонентом обучения юга Тюменской области. Из нашего района в работе конференции приняли участие семь человек – педагоги Тукузской, Казанской, Карагайской, Абаульской школ.

На пленарном заседании выступающие акцентировали внимание участников конференции на том, что перед современной отечественной системой образования остро стоит проблема формирования гражданской идентичности, говорили о том, что в настоящее время такой важный аспект воспитательной деятельности, как гражданско– патриотическое воспитание, в образовательных учреждениях пока еще реализуется слабо.

Во второй половине дня работа продолжалась по трем секциям.

На первой из них разговор шел о путях формирования гражданского самосознания. Все выступления, безусловно, были содержательные. Если попытаться кратко обобщить и сформулировать основную идею в работе участников этой секции, то речь шла о социально-педагогических условиях формирования гражданской идентичности, включающих усвоение знаний об истории и культуре своего народа, о традициях, духовно-нравственных ценностях; о необходимости создания условий для самореализации личности и приобщения к культуре других народов.

На второй секции разговор шел об инновационных подходах в преподавании татарского языка и литературы в школах с этнокультурным компонентом обучения. Участники конференции, работавшие в этой секции, обсуждали проблему воспитания ценностных ориентиров, заложенных в федеральных государственных стандартах нового поколения. Кроме того, говорили о современных подходах в изучении татарской литературы в новых условиях, формировании духовно-нравственных качеств личности учащихся на уроках в условиях школы с этнокультурным компонентом.

На этой секции выступить довелось и мне по теме «Изучение родного языка в образовательной системе Вагайского района в условиях перехода на новые ФГОС».

Нарушая логику изложения и забегая чуть вперед, скажу, что члены вагайской делегации в работе конференции приняли достаточно активное участие. В.Н. Ибукова выступила по теме «Роль семьи в этнокультурном воспитании школьников», сделав акцент на том, что именно семья является основополагающим элементом в процессе развития личности и ее идентификации, именно в семье формируются базовые ценности, установки.

Кроме того, на следующий день, 28 ноября, мы с В.Н. Ибуковой провели мастер-классы для участников конференции по татарской литературе: «Урок памяти, посвященный М.С. Алееву «Сунми торган йолдыз!» (А.Ю. Зимагулова) и «Изображение жизни сибирских татар в годы Великой Отечественной войны в прозе сибирско-татарского поэта Б. Сулейманова», посвятив его 70-летию Великой Победы (В.Н. Ибукова).Свой профессионализм, высокую квалификацию и эрудицию при проведении этого форума продемонстрировала учитель начальных классов Карагайской средней школы Гульнара Абдулхакимовна Мурзина, принимая активное участие в работе конференции, задавая интересующие ее вопросы и заинтересованно общаясь с авторами учебников.

Участники третьей секции обсуждали тему формирования этнокультурного пространства в подростковой и молодежной среде на основе диалога культур.

Учитывая, что формирование гражданской идентичности – это одна из основных задач образовательного учреждения, второй день посвятили изучению педагогического опыта в ходе проведения авторитетными учителями уже упомянутых мастер-классов по самым разным направлениям работы.

Назову лишь некоторые из них: мастер-классы по русской словесности и культуре русского народа, по татарскому и русскому языкам обучения, по социокультурной адаптации детей – мигрантов, изобразительному искусству и т.д.

О проблемах и перспективах развития этнокультурного образования на современном этапе, о формировании причастности к прошлому, настоящему, будущему своего народа и российской нации в целом, о необходимости включения в общественную, культурную жизнь страны, то есть о том, что мы понимаем под гражданской идентичностью, говорили за «круглым столом» с участием делегации из Татарстана.

Конференция завершилась подведением ее итогов, принятием резолюции, награждением ряда ее участников.

Почетных грамот удостоены, кстати, и двое вагайских делегатов – В.Н. Ибукова и А.Ю. Зимагулова.

В заключение, уже вне рамок конференции, состоялся обмен мнениями по теме сибирского татарского языка. Сторонники придания сибирскому татарскому языку статуса самостоятельного вновь, как это было в конце 80-х – начале 90-х годов, пытались доказать необходимость этого нововведения.

Естественно, к единому мнению и каким-либо конструктивным выводам не пришли и не могли прийти.

Асия Зимагулова, руководитель районного МО учителей татарского языка и литературы, «Почетный работник общего образования РФ»