Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать,
Любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
10 февраля, 125 лет назад родился Борис Пастернак – русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1958 году.
О нём много лет молчали, и вплоть до 1989 года в учебниках по литературе не было написано ни строчки об этом писателе. Официальная советская литература Пастернака почти никогда не признавала. Он испытывал гонения, но в то же время относительно спокойно, хоть и в вынужденном уединении, дожил до старости в своём доме в Переделкино. В современной же России Пастернак и его творчество были и остаются предметом большого интереса.
Родился в интеллигентной творческой еврейской семье. Отец – Исаак Иосифович (а затем Леонид Осипович) – художник и академик Петербургской Академии художеств, мать — Розалия Исидоровна - талантливая пианистка, в их семье было четверо детей. Будущий писатель под влиянием окружения серьёзно увлекался и музыкой, и философией. Но после некоторых колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1914 году он примыкает к содружеству поэтов-футуристов и близко знакомится с Владимиром Маяковским, который оказал на него определённое влияние. Серьёзно заниматься стихами начинает в 22 года, но зрелым литератором ощущает себя гораздо позже.
Сознательное творчество Бориса Леонидовича пришлось на сложное время – революция, репрессии, вторая мировая война. В конце 1920-х — начале 1930-х годов он получил официальное творческое признание со стороны советских властей. Активно пытается влиться в дух того времени: участвует в деятельности Союза писателей СССР, выступает с речью на его первом съезде. В январе 1936 года Пастернак публикует восхищённые стихи о Сталине. Но уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки.
Борис Пастернак за свою долгую жизнь (он умер в возрасте 70 лет) на первый взгляд написал не так уж и много — все его стихи помещаются в один большой том. Это объясняется тем, что к концу 30-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя – от упрёков в отрыве от реальности, но c горечью констатировал: «Полжизни отдал на переводы – своё самое плодотворное время и из-за этого так мало успел сделать».
10 лет он работал над главным произведением всей его жизни романом «Доктор Живаго». Но в Советском Союзе никто не решался напечатать его. Поэтому в 1956 году Пастернак отправил его за границу, где роман был опубликован и переведён на иностранные языки. А в 1958 году за вклад в русскую лирическую поэзию, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе.
Издание книги привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Травля поэта получила название: «Не читал, но осуждаю!». Именно поэтому, под давлением окружающей действительности, писатель отказался от премии.
В 1936 году он поселяется на даче в Переделкине, где с перерывами прожил до самой смерти в 1960 году. Умер он 30 мая от рака лёгких. Сообщение о его кончине было напечатано только в «Литературной газете» и в газете «Литература и жизнь».
У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков.
Негативное отношение к писателю после его смерти постепенно ослабевало. Но о публикации «Доктора Живаго» в СССР речи не шло. В 1987 году было отменено решение об исключении Пастернака из Союза писателей, через год наконец-то вышел его роман, а ещё через год его сыну Евгению Пастернаку вернули отцовские диплом и медаль Нобелевского лауреата.
Массовый советский телезритель впервые познакомился со стихами Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Проникновенно исполненный под гитару Сергеем Никитиным романс «Никого не будет в доме» сразу стал любимым у многих. Позднее Эльдар Рязанов включил в «Служебный роман» отрывок из другого стихотворения Пастернака «Любить иных — тяжёлый крест…».