5-6 февраля в районе прошел самый престижный в образовании конкурс – «Учитель года – 2015».
Для нашего района это юбилейный конкурс, 20-й. Уже два десятилетия звездочки района состязаются в мастерстве, профессиональной компетентности, владении особыми педагогическими секретами. На протяжении всех этих лет конкурс не изменяет себе в главном. Он остается не только смотром личных достижений педагога, но и смотром всей системы работы образовательного учреждения.
О желании участвовать в конкурсе в нынешнем году заявили учителя шести школ: Вагайскую среднюю школу представляла учитель начальных классов Светлана Николаевна Доброхотова, Дубровинскую – учитель истории и обществознания Надежда Васильевна Канева, Карагайскую – учитель английского языка Ильнара Камилевна Курманалиева, Птицкую – учитель русского языка и литературы Гульнар Мучиповна Мусина, Аксурскую – учитель русского языка и литературы Руфина Каймановна Петакова и Тукузскую – учитель математики Расима Анваровна Шамратова.
Как и в прошлые годы, конкурс проводился в два этапа: заочный и очный. По степени сложности заочный этап, как мне кажется, мало чем уступал очному: каждый претендент на высокое звание обязан был в оргкомитет представить ряд документов, свидетельствующих о его способности к анализу, осмыслению своей педагогической деятельности; в эссе «Я – учитель» каждый из них должен был раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы, свое понимание миссии педагога в современном мире; кроме того, выполнением специального задания продемонстрировать использование им в учебном процессе информационно – коммуникационных технологий как ресурса повышения качества своей профессиональной деятельности.
Я имел возможность достаточно внимательно изучить представленные конкурсантами многостраничные документы. У каждого из них своя педагогическая философия, свои педагогические секреты, которые и делают их неординарными, ищущими и не останавливающимися на достигнутом. Некоторые выдержки из прозаических сочинений конкурсантов, отражающих их видение собственной миссии, думаю, будут небезынтересны читателям.
С.Н. Доброхотова: «Моя важнейшая задача – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь школьнику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть, и талант. И в этом поиске ведущая роль моя, его учителя. А я не просто учитель. Я первый учитель, который входит в жизнь ребенка»; «Я уверена, что мастерство учителя – не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный открытиями и неудачами».
Н.В. Канева: «Самое главное в уроке, считаю, организовать деятельность детей. Моя роль как учителя – направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать»; «Учитель влияет на своих учеников и словом, и действием, и даже выразительным молчанием».
Р.А. Шамратова: «Моя личная концепция состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения».
После завершения экспертизы методического портфолио начался очный его этап – проведение учебных занятий в незнакомом классе. Глубину и оригинальность раскрытия темы, умение организовать взаимодействие, создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность урока оценивало, кроме членов большого жюри конкурса (сотрудников управления образования и его методического кабинета), предметное жюри, в состав которого были введены учителя некоторых школ района – победители и лауреаты конкурсов прежних лет.
Без преувеличения, чтобы детей незнакомого класса увлечь, повести за собой, сделать так, чтобы они раскрылись, показали максимум своих возможностей, надо быть Личностью. К чести каждого из конкурсантов, со своей архисложной задачей они справились успешно.
Урок каждого из них продемонстрировал владение ими современными образовательными технологиями. Однако при четкой идее и структуре каждого из уроков они, естественно, отличались по степени увлекательности и зрелищности, что позднее, при проведении окончательных итогов конкурса, жюри несомненно учло.
Как мне кажется, успех уроку истории в 6 классе Надежды Васильевны Каневой обеспечили ее умение владеть аудиторией, обаяние, интеллект, умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения, слушать, слышать и понимать ученика и, что очень важно, присущий ей юмор.
Умением создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность урока литературного чтения во втором классе, оригинальностью раскрытия темы, умением организовать работу детей младшего школьного возраста Светлана Николаевна Доброхотова достаточно убедительно заявила о себе как о серьезном претенденте на звание «Учитель года – 2015».
Весьма сложную тему для конкурсного урока в 10 классе избрала Гульнар Мучиповна Мусина – вместе со школьниками она размышляла о художественной ценности произведений искусства.
Сложность, на мой взгляд, заключалась в том, что эта тема требует понимания сущности прекрасного в художественном творчестве, высокой эрудиции, богатства словарного запаса и умений в столь тонкой материи, как настроить ребят на размышления с целью формирования художественного вкуса.
У Гульнар Мучиповны это получилось. Не случайно после урока она сказала: «Я полюбила вагайских школьников, с которыми провела урок».
Сразу же после занятия последовала беседа членов жюри с каждым из педагогов: чего хотели достичь, что получилось, где просчеты. Умение анализировать свою работу, быть самокритичным – это также один из важных показателей профессионализма, компетентности педагога, который учитывался при подведении окончательных итогов конкурса.
Конкурсные испытания в рамках очного тура продолжились 6 февраля. Надо сказать, что в нынешнем году организаторы конкурса к его участникам предъявили более жесткие требования: каждый из них по теме, выбранной всего лишь накануне по жребию, должен был продемонстрировать гражданскую позицию по наиболее актуальным образовательным проблемам и ответить на вопросы членов жюри. Кроме того, презентацией образовательного проекта надо было наглядно показать свой инновационный потенциал. При этом жюри учитывало собственную позицию конкурсанта, оригинальность его суждений, убедительность и доказательность предлагаемых способов решения проблемы.
По итогам двух туров жюри вынесло вердикт: из шести претендентов на звание «Учитель года-2015» в финал выходят С.Н. Доброхотова, Н.В. Канева, Р.А. Шамратова. А им проведением мастер – класса, имеющего методическую ценность, социальную значимость, демонстрацией умения взаимодействовать с широкой аудиторией предстояло доказать, что именно он (конкурсант) достоин до следующего конкурса в 2016 году быть в высоком звании «Учитель года».
Все хорошее когда – нибудь заканчивается. Подошел к концу и этот конкурс профессионального мастерства. За столь короткое время весь свой «багаж», свои возможности, педагогические находки наиболее убедительно, по мнению объединенного жюри (большого и предметного), сумела показать Светлана Николаевна Доброхотова (Вагайская школа). Ей и было присуждено первое место и звание «Учитель года – 2015», второе – Надежде Васильевне Каневой (Дубровное) и третье Расиме Анваровне Шамратовой (Тукуз).
За творческий потенциал, профессиональную компетентность и стремление к достижению поставленной цели всем участникам конкурса начальник управления образования П.Г. Гонцул вручил цветы, почетную грамоту и сертификат.
На снимках: «Учитель года – 2015» С.Н. Доброхотова; участники конкурса «Учитель года – 2015» и «Воспитатель года – 2015».
Фото Зиннура Чанбаева