Медиакарта
5:39 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как быть свободным в условиях стандарта?

Вагайская средняя школа, в 2010 году начав работу по внедрению федерального государственного стандарта образования в 1‑4 классах в режиме пилотной площадки, в истекшем учебном году завершила эту работу. Выпускники 4 класса, нынешние пятиклассники, в 2014‑2015 учебном году обучаются в условиях требований ФГОС на следующей ступени обучения.

О том, как учителя начальных классов школы райцентра работали и работают над внедрением в учебно-воспитательный процесс нового стандарта, рассказала Надежда Степановна Усок, замдиректора школы по начальным классам.

– Особенность нового стандарта заключается в том, что он предполагает оказание помощи маленькому гражданину найти самого себя, овладеть государственным языком, включиться в мир истории и культуры страны, способствует формированию фундамента человеческих качеств.

На второй неделе обучения все первоклассники проходят стартовую диагностику, которая помогает определить уровень готовности каждого из них к обучению. Мы стараемся понять, каких же детей мы приняли в нашу школу. Надо сказать, что дети каждый год приходят разные. В одном наборе –с достаточно высоким интеллектуальным развитием, в другом – эмоционально устойчивее и, конечно, всегда есть те, которые требуют особого внимания.

На протяжении четырех лет отслеживали развитие детей, их личностные успехи в применении полученных знаний, умение работать с информацией, следовать по образцу и простейшим алгоритмам. Выявляли индивидуальные особенности для продолжения линии развития, где ребенок может быть максимально успешен. Эту работу проводили с помощью специалистов (психолога, логопеда, соцпедагога) и, конечно,  родителей.

Если в старом стандарте за успех считалось «наращивание», увеличение знаний по предметам, то новый стандарт требует развития способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, сотрудничать с другими детьми, иначе говоря, речь идет о формировании умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. А учитель не дает лениться! Строит уроки так, чтобы деятельность учащихся была направлена на достижение «планируемых результатов начального общего образования». Планируемые результаты – это те знания, которые каждый (согласно индивидуальным особенностям – обучаемостью) должен освоить на базовом уровне. С этим наши педагоги, все стажисты, справляются отлично, а молодые учителя перенимают опыт.

Труднее всего претворить в жизнь контрольно-оценочную деятельность, как предполагает новый стандарт. Оценивать свою деятельность, границы своего знания и незнания учащимся начальных классов достаточно сложно при отсутствии надежных методик. Но и здесь наши учителя изучили разные подходы и делятся своими наработками с коллегами. Так, многие используют во время урока «карты успешности», где дети оценивают свои успехи на каждом этапе урока.

В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. И к этому вопросу мы подходили по‑ новому, но не забывая традиций школы. Воспитательная работа строится по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Воспитательный процесс идет в урочной и внеурочной деятельности, через работу классных руководителей и руководителей кружков и секций. Начинали мы с 10 кружков, сейчас наши педагоги ведут 51 кружок. Дети с удовольствием занимаются логикой на кружке «Умники и умницы» (1‑2 классы), третьеклассники – информатикой, а четвертые классы выбирают, что им ближе- занимательная математика или русский язык. Знакомятся с миром профессий, азбукой нравственности, народными играми. Проявляют творчество в студии «Шедевр», кружках «Волшебная кисточка», «Оригами», «Музыкальная шкатулка», «Рукодельница», на подмостках школьного театра.

Ребята под руководством педагогов на уроках и во внеурочной деятельности занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Со своими научными работами выступают в классе, принимают участие в школьных, районных и областных конкурсах проектов. Так, в прошлом учебном году обучающиеся 1а класса стали дипломантами областного конкурса с исследовательской работой «Все о молоке». Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

А детские достижения показывают и достижения учителя, из которых складывается оценка его труда. Бесспорно, это и победы в олимпиадах. Высокие результаты показывают учащиеся Аркановой В. В., Гонцул Т. А., Горбаченко Л. А., Хучамбердиевой Ш. Ю., Чучериловой Л. В., Доброхотовой С. Н., Корневой Е. И., Саитовой Т. Н.

Говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, хочется обозначить и ряд проблем, с которыми столкнулись и мы в ходе реализации ФГОС. Возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса:

Как совмещать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса компетентностный подход, а не погоня за «мертвыми знаниями»?

Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи, методы, приемы, способы, технологии, формирующие УУД (универсальные учебные действия), обеспечивающие учащимся умение учиться?

Как сочетать урочную и внеурочную деятельность в расписании и избежать перегрузки детей и учителей?

Обозначились и слабые стороны:

недостаточная готовность родителей выстраивать и воплощать индивидуальную успешную линию развития детей согласно ФГОС второго поколения;

недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально- технической базы; недостаточно электронных образовательных ресурсов – нет персональных компьютеров, которые предусмотрены ФГОС НОО;

слабое взаимодействий учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и школы в организации внеурочной деятельности.

Хочется еще остановиться на отношении родителей к школе. Часто приходится слышать, что требования в школе увеличились, задачи сложные, дети сами не могут справиться с заданиями. Когда начинаешь анализировать ситуацию совместно с родителем, проблема бывает не в трудности задачи, а том, что ребенку элементарно не хватило внимания. То есть мы иногда сами придумываем проблемы и настраиваем ребенка на то, как сложно и тяжело ему учиться в современной школе. Хотя это совершенно не так. Современным ученикам предоставляется больше возможностей. И мы предполагаем, что по выходу из школы они будут готовы к современной жизни в большей степени, чем если бы обучались по старым стандартам.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН