28 февраля в рамках реализации программы «Основные направления развития образования в Тюменской области на 2014‑2016 годы» в нашем районе, как и во всем регионе, прошел очередной, четвертый по счету, форум «Большая перемена».
Надо сказать, что для реализации этой программы потребовалась весьма значительная сумма – более 58 млн рублей. Это связано с тем, что наряду с осуществлением социальных функций системы образования, присущих ей во все времена, «Основные направления…» предполагают реализацию довольно затратного проекта – модернизацию образовательной практики в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
На сей раз вся педагогическая общественность района, родители, учащиеся, представители общественных организаций, так или иначе причастных к образовательному процессу, на «Большой перемене» приняли участие в мастер-классах, обменялись опытом по самым разным аспектам работы образовательной организации, определили алгоритм дальнейшей работы для улучшения ее качества.
Эта работа в районе одновременно проводилась на десяти площадках, Представители тех школ, в которых в силу тех или иных причин проведение «Большой перемены» не представлялось возможным, работали в базовых или близлежащих учреждениях. В Вагайскую среднюю школу, к примеру, прибыли педагоги и родители Куларовской, Первомайской и Комсомольской школ. В «Большой перемене» на этой площадке участвовали около 200 человек.
Следует сказать, что содержание проблемы, вынесенной для обсуждения участниками образовательного процесса, определялось общей для всех темой, предложенной методическим кабинетом управления образования, и ее актуальностью для конкретного учреждения.
О масштабах проведенной 28 февраля работы достаточно красноречиво говорит, в частности, и такой факт: в проведении мастер-классов, внеклассных занятий разного направления, организации творческих перемен на 10 площадках было занято около 80 педагогов. А в целом по району в «Большой перемене» участвовали около 500 человек.
В этом масштабном форуме участвовали и дошкольные учреждения. Местом его проведения стал Зареченский детский сад «Березка», куда в этот же день для обсуждения специфичных для ДОУ проблем собрались воспитатели детских садов райцентра, черноковской «Березки», групп кратковременного пребывания детей, организованных при школах, и родители дошколят. Всего более 30 человек.
Для участников форума всех десяти площадок методкабинет предложил общую тему – «Технологии нового стандарта», в рамках которой каждая из них избрала для себя то направление, которое, по мнению учителей и родителей, является наиболее приемлемым, актуальным. Так, Аксурская средняя школа предпочла темы «Проектные технологии на уроке», «Организация внеурочной деятельности»; Птицкая – «Дополнительные услуги в образовательном учреждении»; Казанская – «Групповая работа на уроке», Вагайская – «Обеспечение безопасного пребывания детей в образовательном учреждении», «Дополнительные услуги в ОУ» и т. д.
Формы, методы, приемы реализации этнокультурного компонента в рамках внедрения ФГОС с целью воспитания толерантности рассмотрели на мастер-классах педагоги и родители Юрминской средней школы.
На «Большой перемене», проведенной в Вагайской школе, в которой довелось принять участие и мне в качестве обучающегося, родители имели возможность почувствовать себя учениками, прожить несколько часов, как их дети, по расписанию, более детально узнать о стандартах современного образования, познакомиться с технологиями, используемыми на занятиях и ориентированными на развитие у детей навыков сотрудничества, командной работы, поиск решения проблемы. «Большая перемена» позволила педагогам Вагайской школы продемонстрировать не только результаты своей работы, но и ответить на вопросы родителей.
Свои творческие способности, высокий уровень профессиональной компетентности, талант, владение убеждающим словом, умение заинтересовать детей мастерски продемонстрировали З. М. Айсина, учитель математики, В. В. Арканова, учитель начальных классов, И. В. Байдашина, учитель русского языка и литературы, Т. А. Чудакова, учитель английского языка, Т. А. Сухинина, школьный психолог, И. Н. Кобякина, логопед, Т. В. Гарипова, учитель ИЗО.
Родителям была предоставлена возможность на себе испытать практическую ориентированность построения урока в соответствии с требованиями госстандарта. Среди предложенных «открытых» мероприятий, естественно, были и внеклассные занятия, которые по содержанию служили продолжением проведенных уроков (мастер-классов). Учителя физкультуры С. И. Ламинский и И. Н. Банников провели занятия, ориентированные на развитие двигательной активности.
Подобный формат, по мнению участников «Большой перемены», помогает снять возникающие сложные вопросы, найти взаимопонимание, способствует дальнейшему плодотворному сотрудничеству педагогов и родителей.
Затем Е. В. Корытова, замдиректора по воспитательной работе, рассказала всем участникам форума о мерах, предпринимаемых школой, для обеспечения безопасного пребывания детей в учреждени, Н. И. Копылова, директор школы, – о столь важной составляющей работы ОУ, как организация питания.
А Женя Филиппов, ученик 1 «г» класса, представил исследовательский проект «Хлеб – это жизнь», построенный с соблюдением всех канонов, предъявляемых к этой творческой работе: четко сформулировал цель, грамотно выдвинул гипотезу, сформулировал предполагаемый результат. Объектом исследования стал хлеб, выпекаемый на местном предприятии, принадлежащем индивидуальному предпринимателю. И в заключение сделал приятное для владельца пекарни выводы.
Надо сказать, что руководство школы не случайно для показа родителям выбрало эту форму познания нового: защита проекта органично вписывается в тему форума как одна из перспективных технологий нового стандарта.
В заключение участники «Большой перемены» подвели итоги, отметили масштабность мероприятия, его содержательную сторону, интересные педагогические приемы, находки, эффективную модель организации форума, доброжелательность хозяев учреждения.
В тот же день в режиме видеоконференции, в которой участвовали сотрудники управления образования нашего района и методического кабинета, департамент образования и науки подвел итоги «Большой перемены».