Медиакарта
15:23 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Особое внимание к особенным детям

Одним из приоритетных направлений развития системы образования Уватского района является работа с одарёнными детьми. О том, как строится работа с одарёнными детьми в школах нашего района, рассказала заместитель председателя Комитета по образованию Уватского муниципального района Наталья Владимировна Корчёмкина:

- Во все времена детям с повышенными способностями к учебной деятельности уделялось особое внимание. Актуально это и сегодня.

Выделяются разные виды одаренности: музыкальная, художественная, математическая и шахматная, литературная, социальная и другие. Чем раньше они выявляются, тем большее развитие получают дети в дальнейшем.

Самой простой формой диагностики в начальных классах является наблюдение. Всегда обращает на себя внимание уверенный, инициативный ребенок, у которого хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребенку или к взрослому, он умело излагает вслух свои мысли. Его отличительная особенность - любознательность. Это - лидер, способный повести за собой.

Другой ученик - настоящий исследователь. Он доведет начатое дело до конца. При этом очень терпелив, усерден, готов сравнивать и видеть закономерности. Третий - артистичен, не боится аудитории, «с головой уходит» в предложенную роль на сцене.

Непростая задача учителя - заметить способности ученика, выявить их уровень. Для этого педагоги школ используют различные формы работы, начиная с простейших: наделяют поручениями в классах, организуют коллективные и творческие дела, проводят анкеты, опросники, используют различные методики.

Детей с ярко выраженной одаренностью, конечно, немного. Но есть и такие, которые за один год обучения осваивают образовательные программы двух лет обучения, например, ученик средней школы поселка Демьянка Максим Кулеш освоил за один год программу восьмого и девятого класса школы.

Но всегда ли удается учителю увидеть способности каждого ребенка? В идеале работа с одаренными и способными детьми должна быть индивидуальной и сис-тематической как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Так ли это на самом деле?

Да, учителями сегодня  используется проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательская деятельность. И это, безусловно, помогает развивать в наших учениках познавательную активность. Игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, разноуровневые тесты, творческие презентации, тематические тренажеры, творческие и нестандартные задания позволяют сделать урок интереснее и современнее. Учащиеся школ района являются участниками профильных смен для одаренных детей, осваивают дополнительные образовательные программы, посещают предметные кружки и факультативы.

Ежегодно среди выпускников 11 классов есть награжденные серебряными и золотыми медалями, призеры и победители фестивалей, конкурсов, олимпиад. В школах создан и постоянно пополняется банк интеллектуальных заданий по различным образовательным областям. Однако участие наших ребят в такой статусной олимпиаде, как Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам, не становится результативнее, хотя и не хуже предыдущих лет. В 2014 году среди учащихся 9-11 классов, принявших участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников не было ни одного победителя и ни одного призера. Ученица 11 класса Уватской СОШ Алёна Кошкарова заняла 4 место по двум предметам - литературе и обществознанию. В 2015 году третье призовое место на региональном уровне заняла ученица Красноярской средней школы Анастасия Сафонова, с четвертым рейтингом по физике и математике вернулся домой ученик средней школы поселка Демьянка Кулеш Максим.

В текущем учебном году Комитетом по образованию района совместно с педагогическим сообществом было определено несколько важных задач для решения вопросов повышения результативности подготовки и участия наших учеников во всероссийской олимпиаде школьников. В первую очередь - собраны и актуализированы эффективные методики работы с детьми, имеющими высокую образовательную мотивацию.

И поскольку результат эффективности зависит еще и от профессионализма учителя, с целью поиска новых форм работы было организовано дополнительное повышение квалификации не менее талантливых педагогов. Так, директор школы поселка Демьянка И.Н. Кожина, завуч по воспитательной работе Туртасской школы Л.А. Рябцева, учитель Демьянской школы Г.Ф. Шишкина прошли обучение в Московской академии образования по вопросу работы с одаренными детьми. И полученными знаниями поделились на районном семинаре для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений района «Актуализация системы работы с одаренными и способными детьми». Кроме того, в рамках семинара была организована образовательная стажировка для педагогов и учащихся школ с отличными и хорошими результатами на муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Надо отметить, что апробированная форма работы - образовательная стажировка - ребятам понравилась. Ответственную работу по подготовке участников олимпиад по общеобразовательным предметам доверили авторитетным педагогам, профессионалам высокого класса из Туртасской, Уватской, Демьянской, Горнослинкинской и Красноярской школ. Кроме того, группа учителей наших школ с 2014 года вошла в число педагогов Регио-нального центра работы с одаренными детьми. Для них департаментом образования и науки Тюменской области в феврале и марте было организовано два обучающих семинара на эту тему. Приобретенную там информацию коллеги доведут до заинтересованных педагогов на втором семинаре, который состоится в мартовские каникулы. Там же и пройдет вторая образовательная стажировка для ребят - потенциальных участников олимпиады следующего года. План проведения стажировок составлен на весь 2015 год, в основном - с привлечением сетевых кадровых ресурсов параллельно с работой, проводимой в школах. В качестве корректирующих мер - в каждом общеобразовательном учреждении проведена работа по анализу существующей модели работы с одаренными детьми и внесены изменения в планы работы по повышению качества образования на 2015-2016 год. С педагогической надеждой еще раз задаемся вопросами: видим ли мы в своей школе каждого ребенка? будет ли эта работа адресной и систематической?

Фото автора

Автор: Лариса ФИЛАТОВА