Медиакарта
1:20 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Анализ проделанной работы показал...

13:02 | 02 апреля 2015
Источник: Знамя правды

Противолейкозные мероприятия в нашем районе действуют уже не первый год, но подходят специалисты к оздоровлению скота не везде рационально и эффективно. В связи с этим мы обратились к главному государственному ветврачу по Упоровскому району Анатолию ЯППАРОВУ.

– Итак, Анатолий Макарович, как можно определить, что корова на частном подворье или на молочно-товарной ферме заболела лейкозом?

– Это можно установить только по анализу крови. Лейкоз, как правило, протекает хронически и на первых стадиях заболевания внешние клинические признаки отсутствуют. Животные в этот период чувствуют себя нормально, не снижают продуктивности и приносят потомство. Но как вирусоносители они опасны и могут заразить других.

– Сколько животных сегодня приходится контролировать вашим специалистам?

– В начале этого года в районе насчитывалось 6 906 голов крупного рогатого скота, из них 2 888 коров. Инфицированность вирусом лейкоза КРС в частном секторе составляет 63,8 процента. Наиболее благополучное стадо сегодня содержится на территории Видоновского сельского поселения. Проводимые анализы показывают, что больного скота в общем стаде там менее трети. Следует заметить, что и хозяйствующий объект – акционерное общество «Нива-Агро» – ведёт активную борьбу с лейкозом на своих молочно-товарных фермах.

 За 2014 год по району было исследовано 5 603 головы КРС, выделено 41 гематологически больное животное, то есть 0,73 процента. Все они забиты, подтверждающие документы и уведомления о ликвидации имеются.

– С владельцами частных подсобных хозяйств какая-то работа проводится?

–  Согласно плану по борьбе с лейкозом весь прошлый год проводились беседы с населением. Для этого я присутствовал на сходах граждан, всего их проведено четырнадцать. Роздано более 1 000 листовок с информацией о лейкозе крупного рогатого скота. Через сборщиков молока и глав сельских поселений владельцам сообщалась вся новая информация о решении Таможенного союза в вопросе производства и передвижения молока. До населения также через глав каждый год доводится порядок выпаса животных.

Существенным недостатком в работе с лейкозом в сельских поселениях является отсутствие раздельной пастьбы инфицированного скота и здорового.

– А как складывается обстановка по борьбе с лейкозом в наших молочных хозяйствах?

– Работа ведётся во всех, но показатели разные. Неплохо поработали, например, специалисты СПК «Емуртлинский» на отделении Октябрьское, здесь 1 033 головы крупного рогатого скота. Инфицированность вирусом составляла 90 процентов. При последнем гематологическом исследовании 372 коров  только одна положительно отреагировала на лейкоз. Оздоровление фермы проводится за счёт изолированного выращивания молодняка. На сегодня там сделаны анализы 76 тёлочкам, 61 из них здорова. Банк молозива для выпойки новорождённым телятам создан на базе молочного комплекса, вся работа проводится строго по разработанному плану, замечаний к руководителям и специалистам нет.

Положительную работу по оздоровлению стада в «Ниве-Агро» я уже отмечал. Добавлю ещё только то, что в минувшем году им удалось полностью оздоровить молочно-товарную ферму в Масалях. На единственной оставшейся неблагополучной ферме в Видоново работы ведутся.

 На киселёвской ферме ООО «Маяк» инфицированность коров вирусом лейкоза составляет 100 процентов, так как сюда перемещали всех вирусоносителей с других сельхозпредприятий. Такая же обстановка и на Тополёвской молочно-товарной ферме. Работа по оздоровлению скота в хозяйстве велась надлежащим образом, но в первом полугодии 2013 года стали наблюдаться сбои по срокам взятия крови у животных, хотя другие мероприятия проводились по плану. Во второй половине 2014 года из-за отсутствия ЗЦМ телятам стали выпаивать молоко от инфицированных коров, что свело на нет всю предыдущую положительную работу с молодняком. Специалисты хозяйства запланировали закупить на каждую ферму пастеризаторы молока, но пока этого не сделано. Таким образом, угроза сбоя в выпойке незаражённого молока телятам сохраняется.

– И последний вопрос, Анатолий Макарович, человек может употреблять в пищу молоко от лейкозных коров?

– Да, пока может, но только после пастеризации. А вот когда в полную силу вступит Таможенный закон, такое молоко в продажу уже не попадёт. Его никто принимать от крестьян не будет.

Автор: Беседу записал Николай ЗЛОБИН
Теги: АПК