Медиакарта
0:22 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пока мы помним, мы живём

20:25 | 02 мая 2015
Источник: Красная звезда

70 лет над нашей страной спокойное, мирное небо. Всё дальше уходит в прошлое суровое военное время, и всё чаще мы пытаемся вернуться к нему, чтобы полнее понять мысли и чувства людей того поколения, на чью долю выпали эти годы, понять и ощутить тяжесть пережитого, вернуться в прошлое, пока ещё живы эти люди и могут рассказать свою историю войны.

Августа Никифоровна Дериглазова (на снимке) никогда не держала в руках автомат, её трудовой фронт проходил за тысячи километров от войны. Но в общей победе над вероломным врагом есть и её частичка победы, потому что в глубоком тылу женщинам и подросткам приходилось жить и работать в очень тяжёлых условиях, чтобы те, кто воюет с оружием в руках, были одеты, обуты, сыты.

В селе Туэкта в Алтайском крае, где родилась Августа Никифоровна 6 мая 1928 года, жили в то время русские, а коренное население, алтайцы, селилось в аилах неподалёку в логах между гор. Из пятерых детей в семье Августа была младшей. Пока была жива мама, девочка чувствовала себя спокойно и уверенно, но когда мама умерла, в 10 лет она поняла, что никому не нужна. Отец много времени проводил за прилавком в универмаге, старшая сестра работала на маслозаводе, братья жили отдельно. Село было большое, в нём были церковь, школа, маслозавод, большой магазин, на его территории находилось 2 колхоза, и школьники каждое лето помогали в сельскохозяйственных работах.

-- После смерти матери отец женился на Пелагее Половинкиной – очень доброй, хозяйственной женщине, у которой своих детей было пятеро, но многие уже жили самостоятельно, -- рассказывает Августа Никифоровна. -- Таким образом, в общей семье оказалось четверо подростков, по двое с каждой стороны. Мачеху свою я вспоминаю до сих пор добрым словом, потому что она не обижала меня. Но вскоре отца перевели на работу в районный универмаг, там он познакомился с Марфой Павловной и привёл её с двумя детьми в наш дом хозяйкой. С той поры моя жизнь превратилась в ад. Она просто не любила меня, по любому поводу придиралась. Для неё любимыми были только её дети. Отца часто не было дома, ездил в командировки, так что пожаловаться было некому. Отца переводили из одного населённого пункта в другой – то в Хабаровку, то в Иню, ближе к монгольской границе, где стояли военные, которые охраняли подвесной мост через реку Катунь, протекающую по ущелью. Здесь проходил Чуйский военизированный тракт. По мосту регулярно переправлялись верблюды с поклажей, лошади, машины, люди. Регулировали движение военные.

После окончания 4-х классов в 13 лет я пошла работать в хлебопекарню, помогала пекарям накладывать в формы тесто, ставила на расстойку, потом в печь, вынимала из печи. Пекли хлеб и для монголов, и для русских.

Папу на войну не взяли по возрасту, его отправили на лесозаготовки. А я пошла работать в больницу «на хозяйство» -- на лошади возила сено, собирала сухие брёвна на дрова, пилила их, косила сено для двух коров и лошади, ухаживала за ними. Научилась запрягать и распрягать лошадь, ловко обращалась с ней, без всякого страха. Боялась только змей. Когда во время сенокоса ночью подростки ложились спать, бригадир обязательно поджигал костёр, чтобы их отпугивать. Чтобы змеи никого не покусали, сам оставался дежурить у костра. Так всю войну я и работала в больнице на лошади. И от голода меня спасали тоже лошади, только павшие от бессилия в дальнем перегоне из Монголии через Бийск на фронт. Сколько же их, бедолаг, не дошло до конечного пункта! Я находила в горах павшую лошадь, отрубала от неё кусок мяса, приносила домой и варила в чугунке на железной печке. Только так и выжила. Мачеха брезговала есть такое мясо, меня за это ругала, но голод не тётка …Лук-слизун да лошадиное мясо были главной моей пищей в годы войны. Ткать, прясть, вязать я научилась в 14 лет от совершенно чужой мне бабушки, а от мачехи я не переняла ничего хорошего.

В конце 1944 года я познакомилась с Григорием Дериглазовым, который служил в воинской части в Ине. Когда окончилась война, солдат должны были демобилизовать, и тогда Григорий сделал мне предложение выйти за него замуж, зарегистрировать брак и поехать с ним к его родителям. Так и получилось. В 1946 году мы приехали в Малышево Викуловского района. В руках у меня был узелок с вещами. Вот и всё моё богатство. Муж устроился на работу в Викулово, там же мы стали снимать угол у его родственницы, потом нам дали своё жильё. У нас родились дочери: Люда, Надя и близняшки Люба с Верой. Я устроилась на работу в райбольницу сначала дезинструктором в санэпидстанцию, потом санитаркой в поликлинику, дезинфектором и на полставки сестрой-хозяйкой. Окончила областные курсы подготовки младших медсестёр по уходу за больными. Заработала добросовестным трудом звание «Ветеран труда», за годы работы в подростковом возрасте имею удостоверение ветерана войны и медаль, много почётных грамот и благодарностей. На отдых ушла в 57 лет, помогаю поднимать на ноги внуков, а теперь уже и правнуки родились …

Сложную жизнь прожила А. Н. Дериглазова, во всём полагалась только на себя, характер выработался жёсткий, но беззлобный. Она любит и своих детей, внуков, правнуков, и совершенно чужих людей, желая всем накануне юбилейного Дня Победы мира и добра, счастья и благополучия. А мы, в свою очередь, поздравляем Августу Никифоровну с её очередным, 87-м, днём рождения. Бодрости духа, крепкого здоровья и благополучия Вам, уважаемый ветеран войны и труда!

Фото Т. СУХОВОЙ

Автор: В. ХАКИМОВА