Дед не любил вспоминать войну, не любил об этом говорить. Он уходил на фронт 22 августа 1942 года из Александроневского военкомата, что на Рязанщине. В то время ему было только 18. Как и сверстники, дед был наслышан о войне, о зверствах фашистов. Мог хорошо стрелять. А служить пришлось связистом в артиллерийском полку. Пехота и артиллерия тесно взаимосвязаны. И связь нужна была постоянная, в любую погоду, в любое время суток, в любой обстановке. И связисты выполняли свой долг, часто ценой собственной жизни.
Боевое крещение солдат принял в Белоруссии.
- Страшная картина предстала перед нами, - воспоминал дед.- На месте деревень – пепелища. Дымоходные трубы да развалившиеся изгороди напоминали о том, что здесь когда-то жили люди. Много было и раненых, потому как только прошёл бой. Первой на пути следования нашего полка была деревня Орловка.
Дед принимал участие в Сталинградской битве – самом крупном военно-политическом событии Великой Отечественной войны. Бои за город продолжались несколько месяцев. В 1942 году Константин Симонов написал о Сталинградской битве: «Тот, кто там был, никогда этого не забудет».
- Солдаты тонули на волжских переправах, горели, погибали от пуль и снарядов, - вспоминал дед. – Горело всё рядом и вокруг, земля, казалось, дрожала под ногами, небо выглядело тёмным от пожаров, тучи дыма и пыли резали глаза. Мы получили приказ Сталина: «Сталинград не должен быть сдан противникам». Город решено было удерживать любой ценой, то есть ценой своей жизни. Солдаты при общении между собой повторяли одни и те же слова: «За Волгой для нас земли нет».
Что такое Сталинград? Это было пекло. Кто и в Бога не верил, и тот молился. Уверенности, что мы могли спасти город, не было никакой. Боеприпасов нет, вошь заела, харчей нет. Железо на железо, танк на танк, пехота на пехоту. Мы не думали, что останемся в живых. Страшно не было, потому что знали, что через минуту будем тем, кто остался позади нас. Вот такое человеческое бесстрашие или безразличие.
Случай этот дед как-то рассказал своим детям: «Вокруг была степь. Нигде не спрячешься, всё, как на ладони. И вдруг – связь нарушена, связи нет. Приказ неумолим: восстановить. И сделать это надо мне. Взяв всё необходимое, ещё раз осмотревшись, я по-пластунски двинулся на задание. Первый взрыв поднял землю рядом. И через секунду я был уже в воронке. Затем ещё один взрыв, ещё и ещё… Казалось, этому не будет конца. Родная земля стонала, корёжилась подо мной. Секунды превратились в часы.
Я не сразу понял, когда прекратили рваться снаряды. Зловещая тишина заполнила всё вокруг. А в голове пульсировала одна мысль: неужели уцелел! Сколько времени прошло, не понял. А когда поднял голову и осмотрелся, то не было уже той ровной степи. Всё было перерыто, в ямах и буграх».
Щуплый, юркий и удачливый паренёк получал самые трудные задания, не раз смотрел смерти в лицо. И тогда, когда тянули связь к батарее, а неожиданно попали в окружение. Их было пятеро. Трое так и остались там, в сырой земле. И когда форсировали Вислу. Переправа была сложной. Ночью под понтоном, по которому переправлялись, противник «вешал» ракеты, чтобы прицельнее вести огонь. За Вислой уже был плацдарм. Нужна была связь, ведь пушки без неё не стреляли. Ценою многих жизней она досталась. В ходе Висла-Одерской операции от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, использованный впоследствии при наступлении на Берлин. Именно после боёв на реке Одер на груди у деда появился орден Красной Звезды. За храбрость, за мужество. Вот что написано в наградном листе: «15 апреля 1945 года т. Тимошкин обслуживал линию ПНП ком. дивизии – «промежуточная», находящейся на плацдарме реки Одер. Обслуживаемая им линия часто находилась под артиллерийским миномётным обстрелом противника. В течение 2-х часов т. Тимошкин связал 8 порывов линии связи. Связь держать было очень трудно. Тогда т. Тимошкин в течение 30 минут дал новую линию протяжением в 2 километра. Наличие двух линий обеспечило постоянную связь. Во время методического мин. арт. огня противника т. Тимошкин выбежал на линию, подключился к ней в том месте, где был особенно плотный огонь, сделав по своей инициативе промежуточную станцию и, рискую своей жизнью, выбегал на порыв линии. Линия, обслуживаемая т. Тимошкиным, работала бесперебойно. Достоин правительственной награды – ордена «Красная Звезда».
Всю войну прошёл дед. Ни одного серьёзного ранения. Бог миловал. Дошёл до Берлина. И там ещё целых два года в составе 1-го взвода связи батареи управления 6-й АМКД РГК служил Родине.
Дед всего несколько лет не дожил до 70-летнего юбилея Великой Победы. Он был славным тружеником на своей земле, даже на пенсии продолжал трудиться в родном совхозе.
Сегодня, в День Победы, мы преклоняем колени перед подвигом простого русского солдата - папы, деда, прадеда. Спасибо, милый, дорогой наш ветеран, за мужество, за труд, за Победу!
Тимошкин Сергей Иванович. Я помню! Я горжусь!