Пройдут десятилетия и века, но в памяти русского народа подвиг тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне, навсегда останется выдающимся примером героизма, мужества и стойкости в борьбе за свободу и независимость.
Мы с глубокой признательностью вспоминаем и тех, кто после войны в короткий срок поднимал из руин и пепла города и села.
Мой дедушка Болдырев Алексей Николаевич был участником Великой Отечественной войны. Его уже нет в живых, но память о нем хранится в наших сердцах. Мы помним и гордимся!
Этот рассказ записан со слов моего деда – Болдырева Алексея Николаевича его 17-летним сыном (моим отцом) Болдыревым Александром Алексеевичем в апреле 1970 года в связи с 25-летием Победы над фашистской Германией:
«Я, Болдырев Алексей Николаевич, родился 19 марта 1926 года в селе Колбино Колбинского сельского совета Каротоякского района Воронежской области в семье сапожника Болдырева Николая Митрофановича и крестьянки Болдыревой (Ахтырской) Марии Харитоновны.
В семье кроме меня было ещё трое детей: Евдокия Николаевна, 20 сентября 1911 г. рождения, Анастасия Николаевна, 01 января 1915г. рождения, Иван Николаевич, 06 февраля 1923 г. рождения - погиб в боях с фашистами 22 июня 1942 года в Ленинградской области в районе деревни Мясной Бор.
В 1936 году, в результате «Планового переселения крестьянства в СССР» (на самом деле бегства от голода и непосильных сельхозналогов - примечание Алексея Николаевича), мой отец Николай Митрофанович Болдырев со своим отцом (моим дедом) – Митрофаном Ивановичем, двумя братьями Степаном и Григорием и их семьями, и многими другими земляками вынуждены были переехать в Омскую (ныне Тюменскую) область. По жребию попали в Нижнетавдинский район д. Плюшкина (сейчас этой деревни нет) Миясского сельского совета.
В 1941 году я в «Неполной средней школе с. Антропова Нижнетавдинского района» окончил семь классов с отличием. Работал в колхозе. Пришлось сесть за трактор. 9 ноября 1943 года в возрасте 17 лет был призван в Красную Армию. До Тюмени шли пешком по морозу 115 км два дня. По прибытии в Тюмень на пересыльный пункт попал в 41-миномётный учебный батальон. Казарма находилась на углу улиц Ленина и Первомайской (затем там находилась редакция газеты «Тюменская Правда»). После месячной подготовки мне было присвоено звание младший сержант, и я с другими товарищами был направлен в 41-й стрелковый полк, расположенный в г. Казани, командиром миномётного расчёта для дальнейшего направления на фронт. В Казани всему личному составу было предложено (по желанию) пойти в танковый десант. Я дал согласие. Нас (120 человек) погрузили в эшелон и увезли в г. Наро-Фоминск Московской области. Здесь из нас сформировали танковые экипажи. В течение полутора месяцев мы проходили обучение. После обучения я был назначен командиром орудия танка Т-34. Долгое время получали машины. Все рвались на фронт, боялись, что закончится война, и нам молодым (наивным) так и не придётся повоевать. Летом 1944 года мы получили боевые машины, и в сентябре 1944 года я 18-летний и наш танковый полк был переброшен на Первый Белорусский фронт. Танковый батальон, в котором я служил, поступил в подчинение генерал-майора Сахно Михаила Гордеевича, командира 10-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии.
10-й танковый корпус дислоцировался в Латвии на Рижском направлении. Задача корпуса – форсирование реки Двины, взятие и освобождение г. Риги. С сентября 1944 года по 7 ноября 1944 года наш танковый батальон трижды участвовал в тяжелых танковых наступлениях. В первом бою совместно с другими родами войск, овладели городом Ауце, во втором бою городом Огре, в третьем была освобождена Рига.
Фашисты дрались ожесточённо, надо отдать им должное. Умели воевать. В первом бою под городом Ауце из 37 танков 2-го батальона, в котором я был, было расстреляно фашистами 20 наших танков. И после боя в течение суток мы растаскивали танки и хоронили своих товарищей. Тогда я был награждён медалью «За отвагу».
При форсировании реки Двина по понтонному мосту мост разошёлся от взрыва фашистского снаряда в глубоком месте реки, и мой танк утонул, перевернувшись на башню. Но наш экипаж спасся. Нам не пришлось ждать пока достанут наш танк, и уже на следующий день нас пересадили на другую отремонтированную машину, экипаж которой геройски погиб.
За форсирование реки Двины и освобождение города Даугавпилс приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина мне была объявлена благодарность и присвоено воинское звание - сержант. За освобождение г. Риги объявлена 2-я Благодарность приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 13 октября 1944 года и присвоено звание - старший сержант.
После выполнения своей задачи 10-й танковый корпус был выведен в район города Минска для переформирования и пополнения техникой и личным составом. В феврале 1945 года танковый корпус был переброшен в Польшу в район города Глагау для ликвидации немецкой группировки в количестве 70 тысяч человек, окруженной нашими войсками. Фашисты были блокированы и к ним не пропускали ни самолёты, ни технику с боеприпасами и питанием, пока они не стали сдаваться в плен.
После ликвидации этой группировки наш танковый корпус был переброшен в район города Бреслау с целью прорыва обороны немецких войск и освобождение города. При выполнении этой задачи я был награждён медалью «За боевые заслуги», и мне было присвоено воинское звание - старшина. После этих тяжелейших боёв танковый корпус вторично был отведён на перегруппировку и пополнение в район города Заган (ныне город Жагань), где мы и встретили утро 9 мая 1945 года. Награждён медалью «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 г.г.».
Так как заменить нас было некому, пока подрастало молодое поколение, продолжал службу в Польше в Северной группе советских войск, дислоцированных в Польше под командованием главнокомандующего К.К. Рокоссовского. В 1948 году я был награждён медалью «В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ТРИДЦАТОЙ ГОДОВЩИНЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИИ И ФЛОТА 1918-1948».
Демобилизовался я в июле 1950 года. Был приглашён в Морозовскую начальную школу Нижнетавдинского района в качестве учителя начальных классов. Пришлось поступить в 1951 году в Тюменское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов» (закончил училище 30 июня 1956 г.). В 1952 году был избран председателем колхоза. В 1960 году был переведён работать в Антипинский совхоз Нижнетавдинского района в качестве секретаря партийной организации совхоза. Далее сынок ты всё и сам знаешь…».
P.S. Мой дед имел «Высшее политическое образование в системе партийной работы». Работал Алексей Николаевич в Антипинском совхозе до 1990 года на различных руководящих должностях и был награждён:
- орденом «ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»;
- орденом «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» II СТЕПЕНИ;
- медалью «ЗА ОТВАГУ»;
- медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»;
- медалью ЖУКОВА
- медалью «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.»;
- медалью «В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ТРИДЦАТОЙ ГОДОВЩИНЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИИ И ФЛОТА 1918-1948»;
- медалью «ЗА ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ ЗЕМЕЛЬ»;
- медалью «ВЕТЕРАН ТРУДА»;
- знаком «ПОЧЁТНЫЙ ДОНОР СССР»;
- медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД, В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА»;
- пятью юбилейными медалями в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.;
- медалью «50 ЛЕТ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ СССР»;
- медалью «60 ЛЕТ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ СССР»;
- медалью «70 ЛЕТ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ СССР».
С женой (моей бабушкой) Таисьей Никитичной Болдыревой (Вакариной) воспитали, выучили трёх сыновей и дочь.».
Деда уже 18 лет нет с нами, но моя семья никогда не забудет о том, что он и миллионы других солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны, спасли мир от фашизма, чтобы наши дети кричали: «УРА!», когда палят пушки и в небе сверкает салют Победы!
Валерия Донскова, главный казначей операционного отдела УФК по Тюменской области