Медиакарта
18:33 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В строю «Бессмертного полка»

…По роду своей деятельности мне часто приходится интересоваться биографиями наших земляков: фронтовиков, тружеников тыла, детей войны, записывать их воспоминания. Нет такой семьи, где бы ни было участника тех исторических событий. Недаром она названа Великой Отечественной…И каждый раз, беседуя с людьми, ловлю себя на мысли: «А что я могу рассказать о своих солдатах Победы? Что передам о них детям?» Разве можно быть эдаким «сапожником без сапог»? В этом году 9 мая наши прадеды тоже встали в строй «Бессмертного полка».

Федот Болдырев

Федот Трофимович Болдырев приходится мне прадедом. Родился он в феврале 1895 года в деревне Тушнолобово (это территория Абатского района).

На долю Федота пришлось немало испытаний. Ещё подростком начал работать по найму: вместе с отцом строили людям дома и скотные дворы, базы. Парня отличало трудолюбие, иначе в один злосчастный момент его бы не признали «кулаком», что значило, он был крепким хозяином. Это произошло в 1930 году. В то время у него уже была семья: супруга Лукерья и дочери Феня и Люба (Любовь Федотовна живёт в Новоандреевке, она труженик тыла). Болдыревых лишили только что построенного дома. В колхоз забрали коров, лошадей, овец, гусей, плуг, молотилку, сенокоску, борону. На продажу выставили перины, подушки, дорожки-коврики, полушубок, валенки, посуду. Разрешили оставить те вещи, что были на них самих. Лукерья Васильевна, чтобы хоть что-то сохранить, из одежды и платков завернула дочкам самодельные куклы и сунула им в руки. А кое-что просто спрятала в печную трубу. Интересен тот факт, что дом потом вернули (якобы Федот написал кассацию в Москву). Вряд ли это правда. Но вполне возможно, семье оставили крышу над головой просто потому, что мой мастеровой прадед был необходим колхозу.

Вскоре Федот овдовел, его жена умерла при родах. В супруги он взял вдову Наталью Тимофеевну, у которой подрастали два сына Пётр и Иван (Петя погиб на фронте в 1944 году). На свет появились ещё две дочки Валентина и Александра (это моя бабушка Шура, которая тоже живёт в Новоандреевке). В 1934 году Болдыревы переехали в деревню Сверд- лово.

В ряды Красной армии Федота призвали в июне 1941 года (в возрасте 46 лет) из Сладковского райвоенкомата Омской области. Месяц в учебке в Омске и – на фронт. Был ранен, но беда миновала, и Победу пехотинец встретил в самом Берлине. Домой пришёл в 1945 году. Дочь Люба вспоминала, как её очень потрясла история, которую отец рассказывал кому-то из деревенских. Шли жестокие бои на улицах Берлина. Враг не сдавался. Стреляли с крыш, из окон. Федот схватился с одним фашистом врукопашную и заколол его штыком – силён был прадед!

Болдырев награждён медалью «За боевые заслуги». Информация об этом имеется на сайте «Подвиг народа». О рядовом Болдыреве написано: «Принимал активное участие в боевых действиях на фронте в марте 1944 года. Имеет лёгкое слепое ранение мягких тканей правого предплечья. Ранен 3 марта 44-го в двенадцати километрах от Кривого Рога. В наступлении состоял в 57 с.п. 20 Криворожской стр. дивизии Третьего Украинского фронта. Имеется справка о ранении. В настоящее время к обязанностям по занимаемой должности относится добросовестно, дисциплинирован». Символично, что ранен прадед был в день рождения своей младшей дочурки Шурочки, которая родилась после его ухода на фронт. Судьба словно смилостивилась над солдатом и вернула отца дочери! Сама бабушка Шура вспоминала, что день, когда она впервые увидела своего папу, был тёплым, светлым, ярким-ярким. Потом мама достала из шкафа какую-то ёмкость, ложечкой брала и дала ей что-то сладкое покушать. Она ела подобное первый раз в жизни – это был мёд.

После войны Федот Трофимович работал плотником, бригадиром строительной бригады. Умер в феврале 1962 года.

Другой мой прадед Сергей Павлович Бабарыкин родился в 1912 году в деревне Тихоновка Абатского района. Отец его был из ссыльных поляков (кстати, другая интерпретация фамилии – Бабарыков), мать местная. До войны он работал шофёром на заводе в городе Свердловске. Супругу звали Таисия. В 39-м родился сын Саша (мой дед), в 41-м дочь Таня. По воспоминаниям, Сергей Павлович говорил жене, что, возможно, скоро начнётся война, и его заберут на фронт. Поэтому они переехали к нему на родину.

На фронт он ушёл в первые дни войны, призывался из Абатского военкомата Омской области. Таисия с детьми и пожилой крёстной жила в деревне Чапаевка. Колхоз был бедный, голодали. Лёля отказывалась от еды, говорила Тасе: «Я старая, не трать на меня хлеб, пусть дети кушают». Маленький Саша, глядя на неё, тоже не хотел принимать пищу, плакал: «Я тоже не буду, как ты!».Чтобы выжить, решили переехать в деревню Майка, где Таисия в последующем проработала дояркой почти тридцать лет. Ребятишки пошли в детский сад. Постоянно голодная Танюшка съела много хлеба в садике и умерла.

А прадед воевал! Да ещё как! Был тоже ранен, но дошёл до Берлина. Он награждён медалью «За отвагу», Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 2 степени. Информация об этом также имеется на сайте «Подвиг народа».

Вот что написано о Сергее Бабарыкине: «13.01.44 г. колонна автомашин с боеприпасами попала под артобстрел противника в районе западнее Козловичей Нижних. Одна из идущих машин была выведена из строя, шофёр ранен. Оказав помощь раненому, прицепив машину на буксир, вывел в укрытие, исправил повреждение, доставил боеприпасы в срок на ОП.

Водитель гвардии красноармеец Бабарыкин в период подготовки к наступательным боям в трудных условиях передвижения совершил три рейса протяжением в 70 км каждый и вовремя доставил боеприпасы с фронтового склада на ОП.

22.04.45 года в боях за город Берлин товарищ Бабарыкин совершил пять рейсов 200 км каждый – со ст. Топпер в Берлин, вовремя доставил бое-припасы на ОП, чем обеспечил своевременное ведение огня по окружённой группировке противника.

Благодаря чуткой заботе и уходу машина товарища Бабарыкина прошла без ремонта 21950 км». Водитель-ас!

Домой прадед Сергей Павлович вернулся только в сентябре 1946 года. Умер в 1987 году. Прабабушка Таисия Ивановна рассказывала моей маме, что 9 мая 45-го она была на выпасах на дойке. Прискакал на лошади бригадир и закричал: «Война закончилась!». И тут пошёл сильный ливень. Доярки плакали, смеялись и плясали под проливным дождём.

…Это ещё не все солдаты Победы в нашей семье. Дед Пётр Быструшкин сражался в штрафбате и погиб в Белоруссии. В январе 1942 года без вести пропал прадед рядовой Василий Черняев. Ещё один прадед Ефим Колпаков на фронт не попал (родился в 1875 году), но он вырастил девятерых детей, в том числе сына Сергея – военного лётчика, который был репрессирован и расстрелян в возрасте 25 лет в 37-м году.

Низкий поклон всем солдатам Победы – известным и безымянным!

Фото из семейного

архива

Автор: Анастасия Гацаева