Во дворе одной из многоэтажек жильцы напали на дворника.
Когда-то человек, подметающий каждое утро двор, пользовался не меньшим, если не большим уважением, чем полицейский. У дворника жизнь всего дома как на ладони. Он –ежедневный наблюдатель того, что происходит вокруг, и порой лучше квартальных и участковых знает о привычках, характерах и даже семейных взаимоотношениях жильцов. Особенно, если работает во дворе в течение нескольких лет.
Аманат Тологонов* приехал в Тюмень в 2006 году из Киргизии, получил гражданство, устроился в управляющую компании дворником. С 2008 года он наводит порядок вокруг нескольких элитных многоэтажек, расположенных в центре города. Когда приступил к работе радовался, что дома новые, во дворе – пропускная система, а территория почти полностью асфальтирована. На большую шестиподъездную высотку – всего восемь деревьев, да и те жмутся в стороне с торца, так что ни пуха, ни листьев, ни грязи...
Но любому дворнику, конечно, не до отдыха. Выходить на объект надо не позднее шести утра. К тому времени, когда люди пойдут на работу, – все должно быть чисто и прибрано.
– Хотя сами жильцы за порядком порой не очень следят, – сетует Аманат. – Некоторым лень свои пакеты с мусором даже до контейнера донести – так и бросают их у подъездной двери или ставят возле лавочки. Иногда выставляют на лестничную площадку за дверь, а иногда и на это сил не хватает – выбрасывают из окон. Летом приходится даже на подъездных козырьках подметать. Вылезаю в слуховое окно на лестничной площадке второго этажа и убираю то, что там накидано, – гнилые овощи, жестяные пивные банки… Не только ради красоты. Пойдет дождь, смоет весь этот мусор и забьет водостоки.
… Все, как обычно, было и в тот злополучный день. Он вышел, подмел двор, пошел убирать инструмент, и тут прибегает одна из жительниц:
– Это вы во всем виноваты! За что мы вам платим? – кричит. – Ваш мусорный бак наехал на мою машину. Помял крыло. Мы с вами разберемся.
Никаких доводов женщина в таком взвинченном состоянии не услышала. Он пытался объяснить, что ни к мусорным бакам, ни к этому ЧП не имеет никакого отношения, но безрезультатно.
На следующий день к нему подошел супруг этой женщины.
– Пойдем, что-то покажу, – предложил он.
– Я думал, исправить что-то надо, и пошел, – рассказывает Аманат. – Мы зашли за контейнерную площадку – он кулаком сбил меня с ног. Бил так, что лицо и футболка были в крови.
Но подтвердить факт этого избиения оказалось трудно. Все случившееся происходило в «слепом» для установленных по периметру двора видеокамер.
Мастер участка по факту нападения на работника управляющей компании вызвала полицию, их отправили снимать побои в судебно-медицинскую экспертизу областной больницы в Патрушево. Там сказали, что результаты будут готовы в течение 10 дней и их направят непосредственно участковому. Но, когда они снова пришли к участковому, им сказали, что дело уже находится у мирового судьи. Только вот какое дело, не пояснили. Неужели предполагаемые виновники тоже не сидели сложа руки и написали встречный иск?..
По словам мастера участка, пока им так и не удалось добиться ответа – какое же дело находится в мировом суде, если они заявления в суд не писали? Когда его будут рассматривать? Кто в нем истец, а кто ответчик?
Вся эта непонятная ситуация очень беспокоит и Аманата, и управляющую компанию. Тем более что жильцы не успокаиваются, а активно следят за дворником. Снимают его работу на видео, пытаются собрать компромат, обвинить в невыходе на работу, в несоблюдении условий контракта.
– Злые люди стали, злые, – сокрушается Аманат. – Никогда такого не было, сколько работаю. Но я зла не держу, видимо, жизнь у них тяжелая, дома какие-то неполадки. Хотя люди-то совсем не старые…
– Стало очень тяжело работать на элитном жилом фонде, – подтверждает и руководитель управляющей компании. – Здесь намного чаще происходят ЧП и конфликты: то на техничку нападут, то на дворника. Как защитить людей от такого агрессивного поведения жильцов?
– Мы же для них стараемся, чтобы у них в доме чисто было, красиво, – вздыхает Аманат. – И так к нам относятся. Да если бы за меня кто-то работал, рано-рано утром из-за меня вставал – да я бы на руках его носил, а не оскорблял. Забывают люди друг друга благодарить.
* По понятным причинам мы не указали настоящее имя героя, не написали, в каком дворе он работает: история еще не закончилась. Но каков бы ни был ее итог, тенденция тревожная. В июне это уже второй подобный случай. Недавно, например, в одном из автобусов пассажир накинулся с кулаками на кондуктора. Правых и виноватых и в том, и в другом случае, наверное, найдут. Возможно, стороны даже разойдутся с миром. Но осадок от случившегося останется у всех.