Медиакарта
5:11 | 17 февраля 2026
Портал СМИ Тюменской области

Армия: путь защитника Родины

00:19 | 16 июля 2015

Тюменская область заняла первое место среди регионов Центрального военного округа в смотре-конкурсе по подготовке к военной службе и организации призыва по результатам 2014 года. На всероссийском этапе – третье место. Тоже почетное.

Конкурс закончился, фанфары отгремели, но мы, как показывает опыт весеннего призыва уже нынешнего года, продолжаем выдавать отличные результаты: в этот раз Тюмень отправила в Вооруженные силы России более 700 призывников. Впрочем, интересна не столько эта цифра – она плановая, сколько тот факт, что в военкомат по доброй воле явилось такое количество молодых людей, что призыв некоторых пришлось перенести на осень.

Об этом мне рассказали начальник отдела военного комиссариата по Центральному и Калининскому округам полковник запаса Андрей Борисович Мешков и начальник отдела военного комиссариата по Ленинскому и Восточному округам полковник Андрей Иванович Никулин.

– Кого пришлось оставить на осень, про запас?

Никулин: – Тех, кто годен к военной службе с незначительными ограничениями. В основном, это ребята с заболеваниями костно-мышечной системы: сколиозом, плоскостопием. А также со слабым зрением – близорукостью. За компьютером же постоянно сидят!

– Но в армию-то их, все-таки, возьмут – например, в очках?

Мешков: – Конечно! Просто в те рода войск, где минимальные физические нагрузки – ВВС, противовоздушная оборона, части связи, радиотехнические части…

– Количество ограниченно годных и вообще не годных по здоровью к службе увеличивается? Слышала, что иногда приходится отправлять призывников в санатории-профилактории – отъедаться, потому что не дотягивают по весу до нормы.

Никулин: – Это количество уменьшается. 72 процента из всех призывников весеннего призыва абсолютно годны к службе.

Мешков: – В санатории, конечно, тоже – было дело – отправляли, по показаниям. Но организм у парней молодой, еще растущий, поэтому за месяц не все успевают отъесться, наверстывают уже в армии, на усиленном питании.

– Изменилось ли за последние годы отношение молодых людей к службе в армии?

Мешков: – По крайней мере, уже не бегают от нас так, как несколько лет назад. Приходят немало молодых людей с оконченным высшим образованием. Понимают, что если они добросовестно пройдут обязательную службу, перед ними откроется больше профессиональных перспектив, будет возможность устроиться на работу в силовые органы, на государственную службу.

Никулин: – В этом смысле хороший пример подают руководители региона и города. Сын нашего губернатора, например, отслужил в армии. Взял для этого академический отпуск в вузе, потом продолжил учебу – никаких проблем. Мы знаем и других чиновников, чьи дети прошли или проходят службу…

– Молодые люди с каким высшим образованием ушли в армию в этот призыв?

Мешков: – Совершенно разные специалисты. У меня был географ, который выбрал вместо года срочной службы два года по контракту. Убыл в Чебаркуль, теперь он пулеметчик.

– Сколько всего контрактников в этом призыве?

Никулин: – По городу – пять. В основном, это профессиональные спортсмены. Их направили в военно-инженерное училище.

– Кстати, много ли желающих получить профессиональное военное образование?

Мешков: – По Ленинскому и Восточному округам – 43 человека, в моих округах – 46. Есть и девушки – поступают в военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, академию связи, Рязанское училище ВДВ… После учебы ребята обязаны еще пять лет проходить службу в Вооруженных силах России, а потом могут уйти в запас, но вряд ли уйдут. Потому что уже после десяти лет выслуги военнослужащий имеет право в льготном порядке приобрести жилье. Плюс достойное денежное довольствие и прочие льготы. В общем, выгоднее и престижнее остаться.

– Хотя наверняка не все еще осознают престиж воинской службы. Как ловите уклонистов?

Мешков: – Несколько лет назад было и такое: сотрудники военкомата приходят к гражданину призывного возраста, уклоняющемуся от воинской службы, спрашивают: «Иван Иванович Иванов?» Он: «Сейчас позову!» Захлопывает дверь, а сам выбирается на улицу через окно. Правда, со временем таких казусных случаев все меньше. Дедами Морозами мы, как показывают в фильмах, не переодеваемся, чтобы вручить повестку уклонисту. Но вот через Интернет их вычислить можем. Есть у нас один такой призывник, который прикидывается пацифистом. Он прямо на своей страничке в Интернете написал, что узнал способ, как можно закосить. Материалы по этому делу уже переданы в следственные органы. Один суд он проиграл, пишет дальше…

– А что с реальными пацифистами?

Никулин: – Это, в основном, «свидетели Иеговы». Они даже справки приносят из своей организации. Их направляют санитарами в медучреждения. Служат они там 17 месяцев.

– Как сейчас с дедовщиной в армии?

Мешков: – А она была? Знаю, что дедовщина была в те времена, когда люди служили по 25 лет. И старшие военнослужащие брали на воспитание младших, поэтому их и называли дедами. А сейчас срок службы – всего год, солдаты и не успевают разделиться на дедов и не дедов. Все неуставные отношения, которые возникают между служащими, называются казарменным хулиганством. Подобное может случиться в любом коллективе, но сейчас в армии это очень строго пресекается.

Никулин: – Но многие родители – в основном, конечно, матери – все равно уверены, что именно их сыновей в армии будут обижать. Поэтому всеми способами пытаются доказать, что их дети к службе не годны. Ходят с ними в военкомат, отвечают за них на вопросы…

Мешков: – Иногда спросишь призывника: «А ты сам-то говорить умеешь?» Он: «Да…» И то хорошо!

– Возвращалась из отпуска, видела на вокзале группу призывников: гру-у-у-устные… Почему?

Никулин: – Возможно, устали от дороги – может, ехали с пересадками. Возможно, уже по дому начали скучать. А скорее всего, их просто пугает неизвестность, новое место. Приедут, освоятся, повеселеют. К нам приходят отслужившие парни, рассказывают, как им все понравилось. Один вот на Итурупе был. Говорит: Япония видна, красной рыбы и икры наелся, красота!

– Когда молодому человеку впервые напоминают о долге перед Родиной?

Никулин: – В 17 лет в школе или в училище он должен получить удостоверение гражданина, подлежащего призыву, по достижению совершеннолетия приходит в военкомат, проходит медкомиссию. Если годен, то получает повестку – и в армию. Если продолжает учебу, то получает отсрочку, но потом все равно в армию. Вот такой путь.

Мешков: – Путь защитника Родины.

НА СНИМКЕ: Андрей Мешков и Андрей Никулин.

Фото Кати Христозовой

Автор: Мария Самаркина