В субботу на тихой улице Туринской, что в двух шагах от центра города, случилось ЧП. На частный бревенчатый дом упала стрела подъемного крана. Чудом обошлось без жертв. Но люди не чувствуют себя в безопасности. Ведь, как только уехала полиция и МЧС, стройка в опасной близости от жилого дома продолжилась.
– Поначалу мы не хотели никого вмешивать в эту историю, – говорит Антон, хозяин частного дома, на который упал кран. – Пробовали договориться с соседями, чтобы те хотя бы немного отступили от края участка при постройке здания. Бесполезно. На такой маленькой площади начали строительство трехэтажного дома из трех смежных блоков с отдельными входами. Не знаю, что тут планируют сделать – частную гостиницу или офис? Эта стройка с самого начала выглядела опасной, и вот, пожалуйста, мы буквально чудом уцелели.
На снимке видно, что стрела крана по счастливой случайности упала не на бревенчатую часть дома, а на более прочный пристрой. Каменные стены выдержали нагрузку, а вот крышу пробило. Обломки железа и кирпича буквально завалили собачью будку, возле которой за минуту до этого мама Антона кормила щенка. Благо, оба они успели уйти к моменту аварии. Больше всего хозяев возмутил даже не сам факт падения крана (видимо, потому что подъемные краны периодически падают и на других тюменских стройках), а отношение виновников аварии к происшедшему.
– Они даже не поспешили убрать стрелу с нашей крыши, – рассказывает Антон. – А продолжили разгружать другими кранами машину со стройматериалом. И только после того, как закончили разгрузку, подцепили и убрали стрелу.
На место происшествия в субботу приехал и дежуривший в этот день по городу заместитель директора департамента земельных отношений и градостроительства Николай Черепанов. Он рассказал, что стройка, спровоцировавшая аварию, незаконная. Хозяева участка, на котором она ведется, не получали разрешения на строительство. Но по действующему законодательству остановить его и снести незаконный объект можно только по решению суда.
– В суд должны подать пострадавшие, так как в данном случае нарушены права смежного землепользования, – объяснил он позже в телефонном разговоре. – Мы можем выступить как третьи лица и подтвердить, что разрешение на строительство не выдавалось.
Николай Черепанов также объяснил, почему ни администрация города, ни Госстройнадзор не могут в данном случае обуздать зарвавшегося частника. По его словам, законодательство ограничивает права государственных служащих, они «не должны прищемлять частников».
На несовершенство законодательства пеняет и Антон. Он объяснил, почему до сих пор не подал в суд на соседа.
– Судебное разбирательство – долгая песня и дорогое удовольствие, а результат непредсказуем, – говорит Антон. – Пока суд да дело, они достроят дом и зарегистрируют его в регпалате. По дачной амнистии, которую продлили до 2018 года, регистрируют все частные постройки, даже если у хозяев нет разрешения на строительство.
Семья Антона оказалась заложником ситуации. С одной стороны, им, не привыкшим к сутяжничеству, не хочется ввязываться в судебные тяжбы, с другой – они и рады были бы уже продать свой дом и уехать подальше от нежеланных соседей, но понимают, что из-за той же гигантской постройки по соседству их собственность значительно упала в цене. А сосед, буквально придавивший домик Антона, и не думает о таких мелочах. Впрочем, как и о том, что его собственный гигантский теремок в любой момент может обрушиться или сползти в овраг, берег которого, находящийся в трех метрах от постройки, он даже не удосужился укрепить.
– Там вообще ничего строить нельзя, – констатирует Николай Черепанов.
Он советует пострадавшей стороне обратиться с письменными заявлениями в прокуратуру, в Госстройнадзор и в суд.
Судя по всему, у Антона и его семьи нет другого выхода, как самостоятельно вступить в борьбу за свои права. Во всяком случае, по словам Николая Черепанова, у Антона как у такого же частника больше шансов выиграть дело в суде.
– Практика показывает, что, когда госорганы судятся с частными лицами, суд встает на сторону частников, – уверяет Черепанов.
НА СНИМКЕ: горе-строители не спешили убрать стрелу крана с крыши жилого дома.
Фото Кати Христозовой