Медиакарта
20:38 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«…Работа для меня - отрада»

«…Работа для меня - отрада»
00:51 | 29 сентября 2010

Этот заголовок придумал не я. А воспользовался им потому, что он достаточно полно, на мой взгляд, характеризует героиню моего повествования Надежду Александровну Карабанову.

Одним из наиболее важных ключевых моментов для развития школы всегда была и будет фигура учителя. Учителя доброжелательного, уравновешенного, умного, ироничного, с чувством юмора. Такие всегда вызывают симпатии. Проработав с Надеждой Александровной в одном коллективе 25 лет, могу уверенно заявить, что все это про нее, а потому она в числе признанных всеми участниками образовательного процесса авторитетных педагогов.

Родилась она в д. Старый Погост. Её мама, Тамара Максимовна, - прославленная доярка колхоза имени Семакова (позднее – совхоза «Большевик»), за заслуги перед районом ее имя внесено в книгу «Труженики сельского хозяйства Тюменской области», в 1973 году награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Отец, Александр Васильевич, всю свою жизнь был связан с техникой: шофер, заведующий гаражом в районном объединении «Сельхозтехника». Одним словом, люди от земли.

Почему же тогда она выбрала учительскую профессию? «Повезло на хороших людей, - говорит Надежда Александровна. – Первая учительница Кузнецова Екатерина Ильинична, учитель русского языка и литературы Михайлова Людмила Федоровна, директор школы, учитель физики Бельский Иван Петрович…»

Спустя много лет, в 2000 году, участвуя в районном конкурсе «Учитель года» и излагая свою педагогическую концепцию, она скажет о себе в стихах собственного сочинения:

«Учительницей стать мечтала с детства,

Одни уроки снились, детвора…».

Окончив Вагайскую среднюю школу, в 1970 году поступила в Тобольский педагогический институт, после окончания которого в 1974 году была направлена на работу в Леушинскую среднюю школу Кондинского района.

У меня в руках пожелтевший от времени листок, датированный октябрем 1977 года. На нем пусть наивные, но искренние строчки стихотворения ее ученика Паши Нуякшина, посвященные своей учительнице, с признаниями в искренней любви и уважении.

«Спасибо Вам за то, что Вы сделали для меня. Если бы не Вы, навряд ли пошел я в институт», - продолжает в письме Паша.

Так что признание моей героине пришло рано, в первые же годы работы. Может быть, помогла мамина заповедь: «На работе старайся, а дома как получится». Забегая вперед, скажу, что получилось и дома. Вот строчки из упомянутого уже стихотворения-исповеди:

«Семью люблю, когда все рядом, вместе,

Когда пирог душистый на столе…».

Север молодого специалиста не прельстил. Тяга к родным местам преодолела. Вся дальнейшая трудовая биография Надежды Александровны связана с Вагайским районом. В силу ряда причин несколько лет пришлось работать в отделе образования, Первовагайском сельсовете. А с Вагайской школой ее связывает около 30 лет работы в ней.

«Думаю, что в общении «учитель – ученик» важно учить человека жить», - говорит Надежда Александровна. – В юношеском возрасте проблема отношений с учителем становится очень важной. В удобные моменты (а они возникают не так редко) высказываю свое жизненное кредо. Говорю о том, чего не приемлю в жизни: это ложь, обиду, нанесенную любому человеку, лицемерие, недобрую зависть, презираю цинизм и жестокость».

Физик по образованию, но ярко выраженный лирик в душе, Надежда Александровна считает, что любые приёмы и технологии удачны только тогда, тогда ты Учитель – Человек. «Эту заповедь я выражаю с помощью закона тяготения, - говорит она. – В центре находится учитель. По орбитам, которые не пересекаются друг с другом, вращаются ученики, которые удерживаются около нас нашей силой притяжения, пониманием, знаниями, добротой, вниманием».

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, мудрый учитель Карпова Елизавета Константиновна вспоминает: «Пока не было полной нагрузки учителя физики, Надежда Александровна работала воспитателем группы продленного дня в моем классе. Мне сразу же понравились ее трудолюбие, скромность, неравнодушие, совестливость в поступках, старательность – все располагало в ней. И еще очень нравилась какая-то особая теплота по отношению к своей бабушке, маме и трогательная дружба с сестрами (а их четверо), их забота друг о друге».

Процитирую еще раз мою героиню. Говоря о стиле взаимоотношений учителя и школьников, Надежда Александровна уверена, что «если мы не можем управлять классом – мы пропали, если же мы умеем только управлять – пропали дети». Она умеет управлять и умеет найти общий язык с каждым своим воспитанником. Е.В. Корытова, опытный руководитель, зам. директора по воспитательной работе, характеризует ее так: «Она всегда старается понять ученика. К ней часто идут за советом родители, коллеги, дети. Всех выслушает, всем старается помочь. Её как классного руководителя всегда отличало неподдельное участие в жизни своих воспитанников не только в ученические годы, но и по окончании школы. Л.Н. Толстой сказал, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества: большие знания и большое сердце. Это о ней, умеющей привнести в класс увлеченность, любовь и знания, освященные этой любовью».

В нынешнем учебном году за все годы работы у нее впервые нет классного руководства. Почти за треть века она сделала 6 выпусков. Помнит всех. Интересуется судьбой каждого.

В истекшем году выпустила свой 11 «б», 23 человека, с основным составом которого она работала с 2003 – 2004 учебного года. Непростой, сформированный в последующие годы из разных коллективов класс, Надежда Александровна сумела сплотить в работоспособный, сплоченный коллектив. Душевность, теплота и искренность классного руководителя не могли не найти отклика в сердцах ее воспитанников.

В результате из 23 выпускников 15 человек (65%) поступили в вузы, 8 – в ссузы. Карта учебных заведений, избранных ее выпускниками, обширна. Нижневартовск, Тюмень, Ишим, Екатеринбург, Тобольск.

В характеристике, представленной в департамент образования для присвоения высшей квалификационной категории (точнее, для подтверждения. Высшая категория ей была присвоена десятка полтора лет тому назад) и утвержденной педагогическим советом школы, значится: «Учитель высокой педагогической культуры… Эрудированна, начитанна, человек разносторонних интересов… Хорошо владеет словом… Организованна, собранна… Влияние личности учителя на формирование нравственных качеств учащихся несомненно».

Н.И. Копылова, директор школы, добавляет: «Для коллег Надежда Александровна является примером увлеченного творческого педагога. Кропотливо работает с каждым учеником, добиваясь высоких результатов».

Не случайно для сдачи ЕГЭ физику выбрали 10 школьников. При среднем балле по области и району соответственно 53,3 и 51,3 ее выпускники при 100%-ной успеваемости сумели в среднем набрать 58,7 балла. И все они поступили в высшие учебные заведения, где обязательным предметом для поступления являлась физика. Девять из десяти выпускников поступили на бюджетные места!

Дети средних классов в своей святой простоте говорят о своем учителе физики, что чувствуют: «Строгая, справедливая, требовательная, добрая, хорошо ведет уроки…».

Высококвалифицированная профессиональная деятельность Надежды Александровны отмечена рядом ведомственных наград: Почетная грамота Минобрнауки, звание «Отличник народного образования», медаль «Ветеран труда», кроме того, почетные грамоты местного уровня. Наградой за высокий профессионализм и нравственные качества является и доверие коллег: она многолетний бессменный руководитель районного методического объединения учителей физики, многие годы возглавляла школьный профсоюзный комитет.

А главная заслуга ее в том, что она замечательная мама двух дочерей, Любы и Кати, работающих после окончания вузов в областном центре, замечательная жена, бабушка для своей Дашеньки, сестра. Не случайно в стихотворении-исповеди она говорит: «…Я самым главным увлечением считаю свою работу и свою семью».

А строчка, вынесенная в заголовок, из ее же стихотворения.

Ишмухамет ГАЙСИН